Ложная Готика

Ложная Готика в Энциклопедическом словаре:
Ложная Готика - (псевдоготика) - направление в архитектуре 18-19 вв.,возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики.Предромантический декоративный характер носила в 18 - нач. 19 вв.(постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические,так и русские средневековые мотивы); неоготика 19 в. применяла готическиеконструкции.

Определение «Ложная Готика» по БСЭ:
Ложная готика - также псевдоготика, или неоготика, направление в архитектуре 18-19 вв., возрождающее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Зарождение Л. г. (особенно в Англии, где традиции готического искусства были наиболее сильны) связано с расцветом садово-паркового искусства, с развитием вкуса к живописному, а в области литературы - с поэтизацией средневековья, свойственной предромантизму (особенно т. н. готическому роману, оказавшему влияние на становление европейского романтизма). К ранним памятникам Л. г. относятся искусств. руины, беседки и часовни, виллы. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, появление археологических публикаций памятников средневековой архитектуры способствовали превращению Л. г. в одно из влиятельнейших течений в эклектическом зодчестве 19 в. (в Англии - архитекторы О. Пьюджин, Ч. Бэрри; в Германии - архитектор К. Ф. Шинкель): она признана за образцовый стиль для строительства католических и протестантских церквей, всё чаще применяется в крупных общественных сооружениях: распространяется тип ложноготического монумента с балдахином; памятники средневековой архитектуры интенсивно достраиваются и реставрируются.
В России Л. г., развивавшаяся первоначально в усадебном строительстве (архитекторы Ю. М. Фельтен, братья И. В. и П. В. Нееловы), в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова сочеталась с отдельными мотивами средневековой русской архитектуры. Для европейской Л. г. середины и 2-й половины 19 в. (в Англии - архитекторы У. Баттерфилд, Дж. Г. Скотт, Дж. Стрит, А. Уотерхаус; во Франции - Э. Э. Виолле-ле-Дюк) характерно широкое применение чугунных конструкций и полихромии. Стремление к возрождению характерной для готического искусства целостности художественного мышления (выраженное в трудах Дж. Рескина, У. Морриса, Виолле-ле-Дюка) и осознание эстетической ценности каркасной конструкции - эти аспекты развития Л. г. стали не только составляющими частями стиля
«Модерн» и неоромантических направлений на рубеже 19-20 вв., но и оказали известное влияние на зарождение функционализма 20 в.
Лит.: Кожин Н. А., К генезису русской ложной готики, «Академия архитектуры», 1934, № 1-2, с. 114-21; Franki P., The gothic. Literary sources and interpretations through eight centuries, Princeton. 1960; Clark K., The gothic revival, Harmondsworth, 1964; Eastlake Ch. L., A history of the gothic revival, Leicester, 1970.
М. Н. Соколов.
Ю. М. Фельтен. Чесменская церковь в Ленинграде. 1778-80.

Ложная Беременность    Ложная Готика    Ложная Мучнистая Роса