Лубок

Значение слова Лубок по Ефремовой:
Лубок - 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры; лыко, луб (2).
2. разг. Изделие из лыка, луба (2); лубочное изделие.
3. разг. Несгибающаяся накладка на место костного перелома.


1. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания.
2. Картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства (получившего широкое распространение в Российском государстве с XVII в.); лубочная живопись.
3. Литература, издававшаяся с ""просветительной"" целью и отличавшаяся примитивностью содержания и оформления; лубочная литература.

Лубок в Энциклопедическом словаре:
Лубок - (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью,отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народноготворчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографиии дополнялся раскраской от руки.

Значение слова Лубок по словарю Ушакова:
ЛУБОК
лубка, м. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. Из лубка кедра был сделан небольшой ящик. Пришвин. 2. То же - в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках. 3. Липовая доска, на к-рой гравировалась картинка для печатания (истор.). 4. Коробка, лукошко из этого материала (обл.). 5. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.). || перен. Лубочная литература (см. лубочный в 3 знач.).

Значение слова Лубок по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лубок — содранная с дерева кора липы. Л. употребляется или для получения мочала (см. Мочальное производство), или в виде сухого лубка идет на покрышку крыш деревенских строений. Для этой цели предназначают лубки, почему-либо непригодные для сдирки мочала. Их сушат после сдирки все лето в лесу, очищают зимой топором от толстой, растреснувшейся корки, распластывают, для чего приходится распаривать их на огне, сушат после распаривания снова под гнетом и, наконец, обделанными и распрямленными вывозят по зимнему пути из лесу. Толщина лубков колеблется от ½ до 3½ линий, длина от 1½ до 3 арш., ширина бывает около аршина. В. Д.

Определение слова «Лубок» по БСЭ:
Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки), нередко - взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества, но к Л. обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. - в гравюре на дереве. Европейский Л., в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался как публицистическое оружие
(таковы «летучие листки» времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов - авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Л. (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.
Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1-5 (текст) и 1-3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L’imagerie populaire, P., 1926.
И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.

«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.

«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.

«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.

«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.

«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.

«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.

«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.

«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.

«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.

«Христос - добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.

«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.

«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.

Лубны    Лубок    Лубочная Литература