Метрическое Стихосложение

Метрическое Стихосложение в Энциклопедическом словаре:
Метрическое Стихосложение - (от греч. metron - мера) (точнее -силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная наупорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе;так, в античном метрическом сложении единицей измерения стиха служит мора(доля), краткий слог равен одной море, долгий - двум, и из них, какмузыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного метра.Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична(смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском иперсидском (см. Аруз), отчасти индийских. Античное метрическое сложениеоказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

Определение «Метрическое Стихосложение» по БСЭ:
Метрическое стихосложение - квантитативное стихосложение, Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз) и в античном. В античном М. с. единицей долготы в стихе служит доля - Мора; краткий слог
(∪) считается равным одной море, долгий слог (-) - двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой. Важнейшие стопы: трёхдольные (трёхморные) - ямб (∪ -), хорей, или трохей (-∪), трибрахий (∪ ∪ ∪);
четырёхдольные - спондей (- -), дактиль (-∪ ∪), анапест (∪ ∪ -); пятидольные - бакхий с антибакхием (∪ - -, - - ∪), амфимакр (-∪ -) и 4 пеона (-∪ ∪ ∪, ∪ - ∪ ∪, ∪ ∪ - ∪, ∪ ∪ ∪ -);
шестидольные - молосс (- - -, хориямб (-∪∪ -), антиспаст (∪ - - ∪) и 2 ионика (∪ ∪ - -, - - ∪ ∪); семидольные - 4 эпитрита (∪ - - -, - ∪ - -, - - ∪ -, - - - ∪). В каждой стопе различается сильное место - арсис, или Икт (обычно долгий слог), и слабое место - тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные) обычно объединяются в пары - диподии, где одна из стоп несёт усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (- ∪ ∪)
может заменяться стопой спондея (- -). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (∪ -) может заменяться убыстрённым спондеем (- -) и даже убыстрённым дактилем и анапестом (- ∪ ∪,∪ ∪ -).
Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта - стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры - словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия - одно с нисходящим ритмом (- ∪ ∪...),
другое с восходящим (∪ ∪ -...).
Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами - Логаэды: здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов - строфы (алкеева строфа, Сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). М. с. в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н.
«переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами - ритмические ударения, а безударными слогами - слабые места стоп.
Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius F., Rцmische Metrik, 2 Aufl., Mьnch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gцtt., 1957; Metryka grecka i łaci
ńska, pod red. М. Dłuskiej i W. Stizeleckiego. Wr., 1959.
М. Л. Гаспаров.

Метрическое Пространство    Метрическое Стихосложение    Метрия