Наби

Наби в Энциклопедическом словаре:
Наби - (''набиды'') (франц. nabis - пророки - от др.-евр. наби - пророк),группа художников (М. Дени, П. Боннар и др.) в Париже (ок. 1890-1905),создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля ''модерн'', длякоторого характерны близость к литературному символизму, декоративнаяобобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенствоцветового пятна.

Определение слова «Наби» по БСЭ:
Наби - Наби (Nabi)
Юсуф (1642, Урфа, - 10.4.1712, Стамбул), турецкий поэт. С 1685 занимал в Стамбуле государственные посты. Долгое время жил в Халебе (Алеппо). Участвовал в военных походах. В его сочинениях нашли отражение наиболее важные события эпохи. Н. оставил Диван лирических стихов (изд. 1841), путевые очерки
«Тухфет-уль-Харемейн» (1682, изд. 1849), поэмы. В посвященной сыну дидактической поэме «Хайрийе» (1701, изд. 1889) изложил свои этические и философские воззрения, основанные на догматах ислама, обличал праздность и лицемерие социальной верхушки.
Соч.: Nвbоnin Sыr-nвmesi, Ankara, 1944.
Лит.: Гарбузова В. С., Поэты средневековой Турции, Л., 1963; Karahan A., Nвbо, Ist., 1953; Kabakli A., Tьrk edebiyati, c. 2, 2 bs., Ist., 1968.


Наби - Наби («Наби»,)
«набиды» (франц. Nabis - пророки, от древнеевр. наби - пророк), группа художников, существовавшая около 1890-1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Испытав влияние П. Гогена и понт-авенской школы, художники-
«Н.» создали своеобразный вариант стиля «Модерн». Для их творчества характерны близость к литературному Символизму, главенство цветового начала, декоративная обобщённость форм, мягкая музыкальность ритмов, плоскостная стилизация мотивов французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивов. Произведения Серюзье, Дени, Русселя присущи религиозно-мистического настроения; интимно-лирический строй образов отличает работы Боннара и Вюйяра.
«Н.» обращались к монументальной живописи, графике, декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели).
Лит.: Denis М., Thйories. 1890-1910, P., 1920; Sйrusier P., ABC de la peinture, P., 1950; Humbert A., Die Nabis und ihre Epoche, Dresd., 1967.

Набеситься    Наби    Наби Хазри