Патанджали
Патанджали в Энциклопедическом словаре:
Патанджали - (2 в. до н. э.) - древнеиндийский языковед, виднейшийпоследователь и комментатор Панини. Основной труд ''Махабхашья''. Иногда(особенно в Индии) отождествляется с философом Патанджали.
(предположительно в
период 2 в. до н. э. - 2 в. н. э.) -древнеиндийский
философ, основатель системы
йога, автор ''Йогасутры''.
Значение слова Патанджали по словарю Брокгауза и Ефрона:
Патанджали (санскр. Pataujali) — индийский философ и грамматик (большинство европейских ученых, следуя туземному преданию, думает, что это было одно и то же лицо). П. считается основателем философской школы Иога (см.) и автором основного трактата об учении этой школы — "Иога-сутра"; но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Ему же приписывается обширный комментарий к знаменитой индийской грамматике Панини (см.), озаглавленный "Магабхашья" (см.). Полагают, что П. жил во II в. до Р. Хр. и был современником Катьяяны (см.). В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что П. упал с неба, в виде змейки, в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени П. (pal = падать, anjali — ладонь). Литературу см. Йога и Магабхашья, а также в статье Garbe, "S â mkhya und Yoga", в "Grundriss der Indo-Arishen Philologie", издав. Бюлером (Страсбург, 1896). С. Б—ч.
Определение слова «Патанджали» по БСЭ:
Патанджали (2 в. до н. э.)
древнеиндийский филолог и философ. Труд П. «Махабхашья» («Большой комментарий»), написанный как комментарий к грамматике Панини и к работам Катйайаны (в частности, к произведению «Варттика», которое содержит критический анализ труда Панини), является одним из древнейших источников сведений о классическом санскрите, диалектах Древней Индии, а также о различных сторонах древнеиндийского общества. П. разрабатывал вопросы философии (дуалистической системы индийской философии «санкхья»),
медицины (многие идеи П. нашли отражение в медицинском трактате «Чарака-самхита»), художественно-поэтического творчества, составлял руководство для актёров («Ната-сутра»). П.- автор «Махабхашья» (2 в. до н. э.) традиционно отождествляется с Патанджали, основоположником религиозно-идеалистической системы
«йога», автором произведения «Йога-сутра» («Учение йога»). Но, вероятно, под именем П. существовали 2 лица. Образ П. запечатлен в иконографии в мифическом преломлении (человеческий облик верхней части заканчивается внизу змеиным туловом, над головой нередко корона из пяти змей). Скульптурные и живописные изображения П. представлены во многих шиваитских храмах Южной Индии (особенно в г. Чидамбарам). Реальная в прошлом личность, П. почитается шиваитами как воплощение бога Анантишвары и Шивы.
Изд.: Patanjali, The Vyakarana - Mahabhasya of Patanjali, 2ed., by F. Kielhorn, v. 1-3, 1892-1909.
Лит.: Šastri Udaywir, Sankhyasidhanta, Delhi, 1962; Staal J. F., A reader on the Sanskrit grammarians, Camb., 1972 (есть лит.).
Н. И. Королев.
Паталипутра
Патанджали
Патанский