Проторенессанс

Проторенессанс в Энциклопедическом словаре:
Проторенессанс - (от прото... и Ренессанс) - период истории итальянскогоискусства (13 - нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светскихреалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэтаДанте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцевПьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву дляискусства Возрождения.

Определение слова «Проторенессанс» по БСЭ:
Проторенессанс (от Прото... и франц. Renaissance - Возрождение)
этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения; термин «П.» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Расцвет П. относится к 13 - началу 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию.
Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11-13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте).
Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении Треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. - Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - Искусство Проторенессанса, М., 1956.
Джотто. «Аллегория Непостоянства».Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. 1304-06.

Мастер Римской школы. «Явление Франциска Ассизкого во время проповеди Антония Падуанского в Арле». Фреска в верхней церкви Сен-Франческо в Ассизи.Около 1300-04.

Арнольфо ди Камбио. Фигурка дьякона. Деталь гробницы кардинала де Брей в церкви сан-Доменико в Орвието.Мрамор.Около 1282.

Джотто. «Смерть Франциска Ассизкого». Деталь фрески капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1320-25.

Джотто. «Мадонна во славе». 1310-20. Галлерея Уффици.Флоренция.

Джованни Пизано. «Сивилла». Угловая фигура кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301.

Пьетро Каваллини. «Апостолы».Фрагмент фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме. Около 1293.

Никколо Пизано. «Распятие». Рельеф кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265-68.

Никколо Пизано. «Аллегория Любви». Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

Проторговываться    Проторенессанс    Проторение