Рамман-Пирари

Значение слова Рамман-Пирари по словарю Брокгауза и Ефрона:
Рамман-Пирари (= Р.-покровитель) — имя нескольких ассирийских царей. Р. I (XIV в.), сын Пудиилу и отец Салманассара I. О его подвигах повествует надпись на каменной плите, найденная в Калат-Шергате, к югу от Ниневии, на месте древнего гор. Ассура. Она была поставлена царем в храме бога Ассура в благодарность за победы над племенами гутеев, лулумеев, шубари, касситов и др. Так наз. "синхронистическая история Вавилона и Ассирии" говорит о победе Р. над вавилонским царем Назимараддашем при Кар-Истаре; война возгорелась, вероятно, из-за пограничной области на левом берегу Тигра. Последствием ее было точное урегулирование пограничной линии. Близ Диарбекира в развалинах Амида нашли бронзовую саблю с. надписью Р. Р. II (911—891) восстановил ассирийское могущество после долгого упадка. Он снова водворил ассирийское влияние в Вавилоне после двух побед над царями Шамаш-мудаммиком (при нынешнем Голване) и Набу-шум-ишкуном. Война кончилась союзом, взаимными брачными союзами и уступкой в пользу Ассирии области к СВ от Тигра. От Р. П сохранилась краткая надпись в Британском музее. Р. III (811—783) на западе успешно воевал в Финикии, Палестине и Эдоме; покорил Дамаск, царь которого, Мари, купил свою жизнь ценой 23 тыс. тал. сер., 20 зол., 3 тыс. меди, 5 тыс. железа и т. д. На востоке Р. покорил мидян, впервые вошедших в состав культурного государства. Халдейские царьки повиновались ему, равно как и вавилонские города, богам которых он приносил обильные жертвы; одного из них, Небо борсиппского, он даже заставил почитать в Ассирии, вероятно, не без совета своей супруги Саммурамати (Семирамиды, см.), имя которой вместе с именем царя начертано на обетных статуях Небо, воздвигнутых в угоду царю губернатором Калаха. Войны P с ванским царством были менее удачны.

Рамман    Рамман-Пирари    Раммо