Реньяр

Реньяр в Энциклопедическом словаре:
Реньяр - (Regnard) Жан Франсуа (1655-1709) - французский драматург. Комедииположений ''Любовные безумства'' (1704), ''Единственный наследник'' (1708).Автобиографический роман ''Провансалка'' (издан 1731).

Значение слова Реньяр по словарю Брокгауза и Ефрона:
Реньяр (Жан Франсуа Regnard, 1656—1709) — французский драматург. Родился в зажиточной буржуазной семье; бурно провел молодость, нередко предаваясь пьянству, азартной игре и разврату; совершил длинный ряд путешествий, побывал в Италии, Алжире, Голландии, Дании, Швеции, Лапландии, Польше, Германии; с течением времени остепенился, прочно основался в Париже и стал усиленно заниматься литературной деятельностью; умер вследствие собственной неосторожности, принявшись лечить себя от какой-то болезни, без совета с врачом. Выступив в эпоху, следовавшую за господством мольеровской комедии, Р. был многим обязан своему великому предшественнику, а также Плавту (пьесы Р.: "Le retour impr é vu" и "Les M é nechmes" навеяны Плавтом) и Корнелю (особенно его комедия "Le Menteur"). Лучшие комедии Р.: "Le joueur" (1696) — яркая жанровая картина из быта игроков, разоряющихся дворян и плутоватых слуг, вызвавшая впоследствии ряд подражаний; "Les folies amoureuses" (1704) — веселый и живой фарс, навеянный итальянской комедией; "Les M énechme s" (1705; заимствованный у латинского автора сюжет искусно соединен с французскими бытовыми чертами); "Le l é gataire universel" (1709) — несколько циничная, но местами очень остроумная картина французских нравов, полная комических осложнений и неожиданностей. Р. часто впадал в карикатуру, прибегал к водевильным эффектам, стараясь во что бы то ни стало смешить зрителей; он не был способен, подобно Мольеру, создавать истинную "комедию нравов", не преследовал обличительных целей, не хотел исправлять или поучать окружающее общество; его сатирические выходки не всегда отличались глубиной и обдуманностью. Тем не менее, комедии Р. заключают в себе ценный материал для закулисной истории высшего французского общества конца XVII и начала XVIII вв. Благодаря прекрасному знанию сцены и ее условий, а также живости и бойкости слога, лучшие из комедий Р. смотрятся с удовольствием и теперь. Творчество Р. не осталось без влияния на русскую драматическую литературу XVIII в. Сочинения его переизданы в нынешнем столетии Бриэром (1823). Ср. С. Lenient, "La com édie en France au XVIII-e siè cle" (т. I, Париж, 1888).

Определение слова «Реньяр» по БСЭ:
Реньяр (Regnard)
Жан Франсуа (7.2.1655, Париж, - 4.9.1709, замок Грийон близ Дурдана), французский драматург. С 1688 сочинял фарсы с музыкой и танцами (многие написаны совместно с Ш. Р. Дюфрени). В 1694 Р. поставил в театре «Комеди Франсез» пьесу
«Серенада» (изд. 1695). Признание принесла Р. комедия в стихах «Игрок» (пост. 1696, изд. 1697). Переодевания, комические недоразумения, фарсовые сцены характерны для его комедий, написанных на сюжеты Плавта, - «Неожиданное возвращение»
(пост. и изд. 1700) и «Менехмы» (пост. 1705, изд. 1706). В центре самой значительной стихотворной комедии Р. «Единственный наследник» (изд. 1708) - образ хитрого и умного слуги. Классицистские комедии Р., лишённые глубины и сатирической остроты, свойственных Мольеру, носят главным образом развлекательный характер. Написал автобиографических роман
«Провансалка» (изд. 1731).
Соч.: Œuvres completes, P., 1875; в рус. пер. - Комедии, Л. - М., 1960.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. - Л., 1946, с. 607-10: История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957, с. 124-29; Calame A., Regnard, sa vie et son ceuvre, P., 1960.
И. А. Лилеева.

Реньо    Реньяр    Реобаза