Роман
Значение слова Роман по Ефремовой:
Роман - Большое по объему повествовательное художественное произведение - обычно в прозе - со сложным сюжетом.
Любовные
отношения между мужчиной и женщиной.
Значение слова Роман по Ожегову:
Роман - Любовные отношения между мужчиной и женщиной
Роман Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая
форма этической прозы
Роман в Энциклопедическом словаре:
Роман - Римский (ум. 258) - воин, обращенный в христианствосвященномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонениеимператора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.
(Roman) -
город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985).Трубопрокатный
завод, машиностроение, химическая, легкая, пищеваяпромышленность.
(франц. roman) -
литературный жанр, эпическое
произведение большойформы, в котором
повествование сосредоточено на судьбах отдельной личностив ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера исамосознания.
Роман -
эпос нового времени; в
отличие от народного эпоса,где
индивид и народная
душа нераздельны, в романе
жизнь личности иобщественная
жизнь предстают как
относительно самостоятельные; но''частная'', внутренняя
жизнь индивида раскрывается в нем ''эпопейно'', т. е.с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романнаяситуация -
столкновение в герое нравственного и человеческого(личностного) с природной и социальной необходимостью.
Поскольку романразвивается в
новое время, где
характер взаимоотношений человека иобщества
постоянно меняется,
постольку его
форма по существу является''открытой'': основная
ситуация всякий раз наполняетсяконкретно-историческим содержанием и находит
воплощение в различныхжанровых модификациях.
Исторически первой формой считают
плутовской роман.В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман(Г.
Филдинг, Т. Смоллетт) и
психологический роман (С.
Ричардсон, Ж. Ж.Руссо, Л.
Стерн, И. В. Гете). Романтики создают
исторический роман (В.Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпохасоциально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль,О.
Бальзак, Ч.
Диккенс, У.
Теккерей, Г.
Флобер, Л. Н.
Толстой, Ф. М.Достоевский).
Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р.
Роллан, Т.Манн, М.
Пруст, Ф.
Кафка, Дж.
Джойс, Дж.
Голсуорси, У.
Фолкнер, ГарсиаМаркес, В. В.
Набоков, М. А.
Шолохов, А. И.
Солженицын. См.
также ''Новыйроман''.
Самосатский (ум. 297) -
христианский мученик, пострадавший в г.Самосаты (в Сирии) в
гонение императора Диоклетиана.
Память в Православнойцеркви 29 января (11 февраля).
Значение слова Роман по словарю Ушакова:
РОМАН, романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. Безнадежная любовь - это только в романах. Чехов. Бытовой роман. Авантюрный роман. Плутовской роман. Исторический роман создан Вальтер-Скоттом. Психологический роман. Евгений Онегин - роман в стихах. 2. Любовные отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (разг.). У нее с ним роман (Герой) не моего романа. Грибоедов. Дарья Гавриловна, в молодости имевшая роман с секретарем магистрата. Горбунов.
Значение слова Роман по словарю Даля:
Роман
м. барс, таран, баран, стенобойное орудие, подвешенное, лежачее бревно, иногда с оковкой, для боя по уровню, как копер служит для боя отвесом. Романовка ж. речное судно, ладья, прозванное по городу, яросл. И в арх. романовки перевозят лес с лесопильного завода.
Роман м. немецк. франц. сочиненье в прозе, содержащее
полный округленный
рассказ вымышленного, или украшенного вымыслами случая,
события. Романист и -тка,.
писатель романов. Романический, в роде, по обычаю романов;
говор. более о любовных похожденьях.
Романтизм, романтический, говор. об изящных сочинениях:
вольный, свободный, не
стесненный условными правилами. подражающий быту,
либо природе, противопол.
классицизм, классический. Романс, песня, лирическое стихотворенье для пенья с музыкой.
Определение слова «Роман» по БСЭ:
Роман - Роман (Romanуs)
В Византии. Наиболее значительны: Р. I Лакапинн (умер 15.6.948, остров Проти), император в 920-944. Из армянских крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. С 919 регент при несовершеннолетнем императоре Константине VII, за которого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 стал соправителем императора, фактически узурпировав всю власть. Представлял интересы столичной чиновной знати. Стремился помешать обезземеливанию свободных крестьян, которые являлись основными налогоплательщиками и несли военную службу государству (новеллы 934, 943). Вёл войны с Болгарией; после смерти болгарского царя Симеона (927) распространил византийское влияние на Болгарию и поставил в зависимость сербские земли. Р. I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами (в 924 разбит арабский флот и восстановлено византийское господство в Эгейском море, в 934 отвоёвана у арабов Мелитена, в начале 40-х гг. - Мартирополь, Дара, Амида, Нисибис). В 941 отразил нападение киевского князя Игоря на Византию, в 944 заключил мирный договор с Русью. В конце 944 Р. I был низложен сыновьями. Умер в ссылке.
Лит.: Runciman S., The emperor Romanus Lecapenus and his reign, Camb., 1963.
Р. IV Диоген (умер летом 1072), император в 1068-71. Из каппадокийской знати. После смерти императора Константина Х Дуки (1067) организовал заговор против вдовы Константина Х Евдокии, был схвачен, привезён в Константинополь, приговорён к смертной казни. Помилованный Евдокией, получил должность главнокомандующего. Женившись на вдовствующей императрице, стал императором. Представлял интересы военной феодальной знати. Ему противостояла сильная оппозиция чиновной знати, возглавлявшаяся сыном Константина Х Михаилом Дукой. Р. IV успешно воевал с наступавшими сельджуками, но 19 августа 1071 потерпел поражение от войск султана Алп-Арслана под Манцикертом, сам попал в плен, из которого был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани. В октябре 1071 низложен. Р. IV пытался вернуть престол, но Дуки его схватили и ослепили.
Г. Г. Литаврин.
Роман - Роман
(франц. roman, нем. Roman)
разновидность Эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров,
который имеет
содержательные отличия от другого
такого же жанра - национально-исторической
(героической) эпопеи,
активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи
Возрождения, а в
новое время получает господствующую
значение в
мировой литературе. Сначала Р. называли
повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в
отличие от других, написанных на латыни - литературном языке
средневековья. Позднее,
когда появились английский и немецкий Р.,
старое значение термина забылось, и он получил
современное значение, но в разных странах
неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют
только те из них, в которых изображаются
необычайные приключения, а социально-бытовые Р. называются novels. Преобладающая
форма Р. - прозаическая, но
издавна создаются и Р. в стихах.
В отличие от эпопеи с её интересом к
становлению общества - к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р. проявляет
интерес к становлению социального характера
отдельной личности в её
собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как
новый жанр Р. исторически возникает и развивается
тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм - религиозных, сословных, корпоративных - начинают
складываться условия для
моральной свободы отдельной личности, для
развития её
самосознания и
самоутверждения, для идейно-нравственного
отрицания ею старых общезначимых норм.
Процесс быстрого развития личного
начала, происходивший в
сознании разных слоев общества, был важен не только для
появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для
формирования нового,
«гуманистического» миросозерцания.
В Европе
несколько Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так
называемый античный любовный Р.,
например «Эфиопика» Гелиодора), но
настоящее развитие Р. началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению,
прежде всего - во французской литературе
12 в., откликавшейся на
возникновение нового, «куртуазного» идеала -
устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые
особенно сильно проявлялись в любви к «прекрасной даме»,
избраннице сердца, и были ярким выражением
«личностного начала»,
дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная
литература). Это привело к
созданию многочисленных рыцарских
романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал
невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя
родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и
преданности своей возлюбленной.
Позднее, с 16-17 вв., «романические» интересы стали
возникать у писателей из демократических слоев общества;
сначала в испанской, а
затем в древних западноевропейских литературах появились
приключенческие Р.,
главными героями которых были активные
выходцы из социальных низов;
благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого
положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (например, «Похождения Жиль Блаза» А. Р. Лесажа)
писатели по ходу приключений героя давали
широкие картины нравов различных социальных слоев.
Оба вида Р. имели
нечто общее в
построении Сюжетов.
Приключения рыцарей или «плутов» заключались в их столкновениях с различными,
часто случайными опасностями в разных местах;
сюжет произведения был лишён «единства действия»
и строился как
цепочка эпизодов, связанных
между собой только единством главного героя и
временной последовательностью. А по
своеобразию художественного
мышления тех времён
герой обычно выходил невредимым из самых страшных
столкновений, и конечная
развязка Конфликтов обычно была благополучной.
Ещё в начале 17 в.
(закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее
мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., - «Дон Кихот» Сервантеса. Возникнув из
стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в
великий Р., предваривший историю европейской
романистики нового времени, благодаря, в
частности, не умирающей и в
последующие века
«донкихотской ситуации»
(противостояние субъективно героической
человеческой натуры и прозы жизни).
Приключенческий Р. разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы
идеологически противостоять его старым устоям.
Когда же - на подступах к буржуазным революциям - такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра.
Тогда писатели с разными общественными идеалами стали
интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р.
постепенно пришёл Р., в сюжете которого развивался
единый конфликт - или между главными героями, занимающими разные
жизненные позиции, или между героем и
окружающей его
социальной средой.
Первыми авторами Р. нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Ж. Ж.
Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная
любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их
переживаний, но и их внутренний
протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского
сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни
сразу (О.
Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В.
Скотт, Ч.
Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому
содержанию, и она стала господствующей.
В России приключенческие Р. возникли в
безымянной литературе конца 17 - начале 18 вв. («Повесть о Василии Кориотском» и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями
вплоть до «пушкинской» эпохи (М. Д.
Чулков, А. Е.
Измайлов и др.). Первым русским Р. нового типа был
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина; на его традицию опирались
многие романисты 19 в.
(М. Ю.
Лермонтов, И. С.
Тургенев, И. А.
Гончаров и др.).
Р. нового типа,
основанные на
более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием
проблематики и
вширь и
вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и
изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и
потому охватывали повествованием
очень широкие
сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран - их
гражданские, духовные, бытовые
отношения и нравы
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжёлые времена» Диккенса). Такие Р.
нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму («Утраченные иллюзии» Бальзака,
«Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина»
Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а
иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А
вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную
степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто
стихийно) к
раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к
Реализму, вскрывавшему глубокие
противоречия социальной жизни, к
реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал
автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках
(«Герой нашего времени»
Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского).
Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами
(Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую
противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж.
Голсуорси, А.
Франс, Р.
Роллан, Р.
Тагор, Т. Манн, А.
Моравиа, Г. Грин, Э.
Хемингуэй, Г.
Белль, У.
Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной
стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на
объективные процессы и
закономерности общественной жизни, в резком
усилении субъективности и индивидуалистичности
миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном
«потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных
впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в
психологический «натурализм». Так
возник в мировой литературе 20 в.
модернистский Р. (А.
Белый, М.
Пруст, Дж.
Джойс, Ф.
Кафка и др.; см.
также «Новый роман»).
С
другой стороны, в России, затем в СССР и
позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих
революционное конкретно-историческое
миропонимание, создавались Р., продолжавшие
демократические традиции реализма 19 в. Они изображали
процесс усвоения нового
мировоззрения гражданско-активной
частью рабоче-крестьянских масс и демократической
интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном
движении, в
гражданской борьбе, в
строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам,
героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие
жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму
(«Мать» М. Горького, «Разгром» А. А.
Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в
связи с особенностями
своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В
многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как
«Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К.
Симонова, «Кровь
людская - не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М.
Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах -
«Мёртвые остаются молодыми» А.
Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.
Лит.:
Веселовский А. Н.,
История или
теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939;
Грифцов Б. А.,
Теория романа, М., 1927; Фокс Р., Роман и
народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962;
Кожинов В. В.,
Происхождение романа, М., 1963;
Мотылева Т. Л., Зарубежный роман
сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров,
«Вопросы литературы», 1967, № 5;
Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1;
Поспелов Г. Н.,
Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., Lunivers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1-2,
Mьnch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.
Роман - Роман (Roman)
город на С.-В. Румынии, на р.
Молдова, при
впадении её в р.
Сирет, в уезде Нямц. 46,7 тыс. жителей (1973).
Завод стальных труб, машиностроительная, пищевая (сахарная, маслобойная)
промышленность, производство стройматериалов.
Ромадин
Роман
Роман I