Конфликт
Значение слова Конфликт по Ефремовой:
Конфликт - Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.
Значение слова Конфликт по Ожегову:
Конфликт - Столкновение, серьезное разногласие, спор
Конфликт в Энциклопедическом словаре:
Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон,мнений, сил.
Значение слова Конфликт по словарю Ушакова:
КОНФЛИКТ, конфликта, м. (латин. conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский конфликт.
Определение слова «Конфликт» по БСЭ:
Конфликт - Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт - художественный, коллизия художественная,
противоборство, противоречие между изображенными в
произведении действующими
силами - характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в
структуре художественного произведения оно выступает как
идеологически значимое
противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин
«К.» (или Коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим
видам и жанрам искусства:
литературе (драма, многие эпические жанры,
иногда -
лирика), театру, кино. Будучи основой (и «энергией») развивающегося
действия, К. по его ходу непрерывно трансформируется в
направлении кульминации и развязки; т. о. произведению обеспечивается
внутреннее диалектическое единство и
цельность. К. непосредственно раскрывается в Сюжете
(который часто называют «движущимся К.»),
а
также в предметных деталях,
композиции и языке произведения. В эпопее, драме, романе, новелле,
киносценарии К. составляет
обычно ядро темы и
проблематики, а
характер его
разрешения предстаёт как
определяющий момент художественной идеи. Эстетическая
специфика художественного К. выступает в таких категориях, как
Трагическое, Комическое, идиллическое
(отсутствие К.) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных К.
Самым общим источником
содержательности художественного К. являются духовно- и социально-исторические противоречия реального мира.
Однако, в
отличие от общественных наук и
публицистики, искусство осваивает социальный К.
опосредствованно, - отражая те
многообразные противоречия, которые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их
полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном, телесном
своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
разлад передовой дворянской
интеллигенции с самодержавно-крепостническим строем и русским «миром»
вообще выявляется
главным образом в
личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви; при этом обнаруживается
несоответствие между общественным воспитанием героя и
подлинной человечностью, что определяет и внутренний К. его с самим
собой. Очевидно, что
определение объективного социального противоречия, питающего художественный К., ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего
поколения идейную глубину произведения. Ведь одно и то же
объективное противоречие отразилось во многих других романах того периода
(«Герой нашего времени» М. Ю.
Лермонтова, «Кто виноват?» А. И.
Герцена, «Рудин» И. С. Тургенева и др.), по своему
содержанию, однако, глубоко отличных от «Евгения Онегина». Художественный К. ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом.
Вместе с тем К. в произведениях
определённой исторической эпохи обладают некоторой общностью: в них отражается одна историческая
стадия развития общественных
взаимоотношений и личностного самосознания.
Для античного искусства
одним из центральных является К. ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для позднего
Возрождения -
героически самодеятельной личности и эгоистического индивидуализма, антигуманных обстоятельств; для
барокко - К. прекрасного и безобразного в натуре человека,
чувственной природы и духовного аскетизма; для классицизма - личных страстей и гражданского долга; для романтизма -
«гениальной» личности и
прозаичности среды.
Реализм, приблизив художественный К. к его социально-исторической основе, - противоречие между
сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, невоплотимость внутреннего мира личности в социально-историческую
плоть (человек в романе, по М. М. Бахтину, или
больше своей судьбы, или
меньше своей
человечности) - развил
небывалое многообразие К. В литературе модернизма превалируют К. индивида с
отчуждённой реальностью, сознания и
подсознания, биологического и социального в
человеческой природе.
Социалистический
реализм, наследуя
богатство классического К., вскрывает их общественную
детерминированность и выдвигает как
главный К.:
противостояние и
встречу человека и истории, социально-классовые антагонизмы и их
революционное разрешение,
становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистической моралью.
Впервые
обстоятельно теория К. разработана Г. Гегелем. По Гегелю, «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует
возможность и
необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» действующих сил - непременно
«субстанциональных», всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные
требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале.
Марксистская
эстетика акцентирует объективную социально-историческую природу К. и настаивает на его разрешении
согласно смыслу исторического Прогресса. Вместе с тем она принципиально допускает
неразрешимость художественного К. в рамках отдельных произведений. Ф.
Энгельс специально оговаривал, что
«...
писатель не
обязан преподносить читателю в готовом виде
будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333).
Проблема художественного К. остаётся
актуальной в советской эстетике.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967;
Гегель Г. В. Ф.,
Эстетика, в 4 тт., т. 1-3, М., 1968-71;
Кожинов В. В.,
Сюжет, фабула, композиция, в кн.:
Теория литературы. Основные проблемы в историческом
освещении, кн. 2, М., 1964;
Бочаров С. Г., Характеры и
обстоятельства, там же, [кн. 1], М., 1962.
М. Н.
Эпштейн.
Конфитюр
Конфликт
Конфликт В Сбытовом Канале