Франс

Франс в Энциклопедическом словаре:
Франс - (France) Анатоль (наст. имя Анатоль Франсуа Тибо - Thibault)(1844-1924), французский писатель. В романах ''Преступление СильвестраБоннара'' (1881), ''Суждения господина Жерома Куаньяра'' (1893) скептическаяирония по отношению к современной действительности, критика которойуглубляется в серии романов ''Современная история'' (1897-1901) -сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическомромане ''Остров пингвинов'' (1908) и ''Восстание ангелов'' (1914) -антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман ''Боги жаждут'',1912, о Французской революции кон. 18 в. Сборники новелл, критическихстатей; в публицистике - сочувствие идеям социализма. Нобелевская премия(1921).

Определение слова «Франс» по БСЭ:
Франс (France)
Анатоль (псевдоним; настоящее имя - Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) (16.4.1844, Париж, - 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар), французский писатель. Член Французской академии с 1896. Сын букиниста. Литературную деятельность начал как журналист и поэт. Сблизившись с группой
«Парнас», опубликовал книгу «А. де Виньи» (1868), сборник «Золотые поэмы» (1873, рус. пер. 1957) и драматическую поэму «Коринфская свадьба» (1876, рус. пер. 1957). В 1879 написал повести «Иокаста»
и «Тощий кот», отразившие увлечение позитивизмом, естественными науками. Известность пришла после опубликования романа «Преступление Сильвестра Боннара» (1881, рус. пер. 1899). В 70-80-х гг. писал статьи, предисловия к изданиям классиков французской литературы, составившие затем сборник
«Латинский гений» (1913). Под влиянием философии Ж. Э. Ренана Ф. в 80-е гг. противопоставляет пошлости и убожеству буржуазной действительности наслаждение духовными ценностями и чувственными радостями (роман «Таис», 1890, рус. пер. 1891). Наиболее полное выражение философского воззрения Ф. нашли в сборнике афоризмов
«Сад Эпикура» (1894, полный рус. пер. 1958). Неприятие буржуазной действительности проявляется у Ф. в форме скептической иронии. Выразитель этой иронии - аббат Куаньяр, герой книг «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1892, рус. пер. под название «Саламандра», 1907)
и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893, рус. пер. 1905). Сталкивая своих героев с жизнью королевской Франции 18 в., Ф. иронизирует не только над порядками прошлого, но и над современной ему социальной действительностью Третьей республики. В новеллах (сборники «Валтасар», 1889; «Перламутровый ларец», 1892; «Колодезь святой Клары», 1895; «Клио», 1900)
Ф. - увлекательный собеседник, блестящий стилист и стилизатор. Осуждая фанатизм, лицемерие, писатель утверждает величие естественных законов жизни, право человека на радость и любовь. Гуманистические и демократические взгляды Ф. противостояли декадентской литературе, иррационализму и мистике.
В конце 90-х гг. в связи с усилением реакции, одним из проявлений которой было «дело Дрейфуса» (см. Дрейфуса дело), Ф. пишет резкую и смелую сатиру - тетралогию «Современная история», состоящую из романов «Под придорожным вязом»
(1897, рус. пер. 1905), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899, рус. пер. 1910) и «Господин Бержере в Париже» (1901, рус. пер. 1907). В этом сатирическом обозрении Ф. с документальной точностью воспроизвёл политическую жизнь Франции конца 19 в. Через всю тетралогию проходит дорогой автору образ гуманиста, учёного-филолога Бержере. Социальная тема характерна и для большинства рассказов сборника
«Кренкебиль, Пютуа, Рике и много др. полезных рассказов» (1904). Судьба зеленщика Кренкебиля, героя одноименного рассказа, ставшего жертвой судебного произвола, безжалостной государственной машины, поднята до большого социального обобщения.
В начале 20 в. Ф. сблизился с социалистами, с Ж. Жоресом; в газете «Юманите» за 1904 он опубликовал социально-философский роман «На белом камне» (отдельное изд. 1905), основная идея которого - утверждение социализма как закономерного и единственно положительного идеала будущего. Ф.-публицист последовательно выступал против клерикально-националистической реакции (книга «Церковь и республика», 1904).
Высший подъём публицистической деятельности Ф. связан с Революцией 1905-07 в России, он - председатель основанного им Общества друзей русского народа и присоединённых к России народов (февраль 1905). Его публицистика 1898-1906 частично вошла в сборники
«Социальные убеждения» (1902), «К лучшим временам» (1906). Поражение революции было тяжёлым ударом для Ф. В произведениях Ф. выразились и мучительные противоречия, сомнения и ещё более обострившаяся и углубившаяся после 1905 критика буржуазного общества: романы
«Остров пингвинов» (1908, рус. пер. 1908), «Восстание ангелов» (1914, рус. пер. 1918), новеллы в сборнике «Семь жен Синей бороды» (1909). В историческом романе «Боги жаждут» (1912, рус. пер. 1917) Ф., показывая величие народа, самоотверженность якобинцев, одновременно утверждает пессимистическую идею обречённости революции. В начале 1-й мировой войны 1914-18 Ф. на некоторое время подпал под влияние шовинистической пропаганды, но уже в 1916 понял империалистический характер войны.
Новый подъём публицистической и общественной деятельности Ф. связан с революционными событиями 1917 в России, вернувшими писателю веру в революцию и социализм. Ф. стал одним из первых друзей и защитников молодой Советской республики, протестовал против интервенции и блокады. Вместе с А. Барбюсом Ф. - автор манифестов и деклараций объединения
«Кларте». В 1920 он всецело солидаризировался с только что основанной Французской коммунистической партией. В последние годы Ф. заканчивал цикл воспоминаний о детстве и отрочестве - «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету»
(1922) - ранее были написаны «Книга моего друга» (1885) и «Пьер Нозьер» (1899); работал над философскими «Диалогами под розой» (1917-24, опубликованы 1925). Нобелевская премия (1921)
Ф. прошёл трудный и сложный путь от утончённого ценителя старины, скептика и созерцателя до писателя-сатирика, гражданина, признавшего революционную борьбу пролетариата, мир социализма. Ценность книг Ф. - в смелом, беспощадном разоблачении пороков буржуазного общества, в утверждении высоких идеалов гуманизма, оригинальном и тонком художественном мастерстве. М. Горький называл имя Ф. в ряду великих реалистов; его высоко ценил А. В. Луначарский.
Соч.: CEuvres complиtes illustrйes, v. 1-25, P., 1925-1935; Vers les temps meilleurs, Trente ans de vie sociale, v. 1-3, P., 1949-1957; в рус. пер. - Полное собрание соч., под ред. А. В. Луначарского, т. 1-14; т. 16-20, М. - Л., [1928]-31; Собр. соч., т. 1-8, М., 1957-1960.
Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Луначарский А. В., Писатель иронии и надежды, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дынник В., Анатоль Франс. Творчество, М. - Л., 1934; Фрид Я., Анатоль Франс и его время, М., 1975; Corday М., A. France dapr
иs ses confidences et ses souvenirs, P., [1927]; Seilliere Е., A. France, critique de son temps, P., 1934; Suffel J., A. France, P., 1946; его же, A. France par luimкme, [P., 1963]; Cachin M., Humaniste - socialiste - communiste,»Les Lettres fran
зaises», 1949, 6 Oct., №280; «Europe», 1954, №108 (номер посвящен А. Франсу); Ubersfeld A., A. France: De lhumanisme bourgeois а lhumanisme socialiste, «Cahiers du communisme», 1954, №11-12; Vandegans A., A. France. Les ann
йes de formation, P., 1954; Levaililant J., Les aventures du scepticisme. Essai sur l’йvolution intellectuelle d’A. France, [P., 1965]; Lion J., Bibliographic des ouvrages consacrйs а A. France, P., 1935.
И. А. Лилеева.
А. Франс. «Остров пингвинов». Илл. Н.Э. Радлова. 1938.

А. Франс.

Франкфуртский Мирный Договор 1871    Франс    Франс Пресс