Душа

Значение слова Душа по Ефремовой:
Душа - 1. Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу. // Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2. Внутренний мир человека. // Психические переживания как основа его жизни.
3. Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. // Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4. перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. // Общий любимец в коллективе.
5. перен. Сущность, основа чего-л.
6. разг. Человек единица счета.
7. Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

Значение слова Душа по Ожегову:
Душа - Человек, относящийся к податному сословию


Душа Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо
Душа Внутренний, психический мир человека, его сознание
Душа Крепостной крестьянин
Душа О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях)
Душа То или иное свойство характера
Душа Человек с теми или иными свойствами

Душа в Энциклопедическом словаре:
Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения напсихическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениямоб особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения)и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение опереселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса(гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон,неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало(''форма'') живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душачеловека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Впантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единойдуховной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декартаразделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос овзаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. Вновоевропейской философии термин ''душа'' стал преимущественно употреблятьсядля обозначения внутреннего мира человека.

Значение слова Душа по словарю Символизма:
Душа - Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.

Значение слова Душа по словарю Ушакова:
ДУША
души, вин. душу, мн. души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать? Лермонтов. Душа стесняется лирическим волненьем. Пушкин. Излить душу кому-н. 4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге. Тургенев. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный). 5. Чувство, отзывчивость, пыл. говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело. 6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества. 7. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар.). Сказуемое - душа предложения. Потебня. 8. человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души? I По душе (разг.) - 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии. В душе - 1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души - 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). Она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (устар.). Пустился без души домой. Крылов. нет за душой у кого (разг.) - 1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому - чему-нибудь Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет. кривить душой - см. кривить. Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-н. С души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) - то же значение. Душа не принимает (разг.) - 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (разг.) - о ком-н. очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений. вдоволь. Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (разг.) - совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т. п. выражения - см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте - см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался. Положить душу за кого-что (книжн. устар.) - и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н. пожертвовать жизнью. Мертвая душа - фиктивно числящийся где-н., в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя). Отдать богу душу (устар.) - умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) - об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому - 1) завладеть чьим-н. вниманием, втереться кому-н. в доверие; 2) суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т. п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное). Он

Значение слова Душа по словарю Даля:
Душа
ж. душ м. франц. холодные обливанья, обдача струей воды.


Душа
ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: | человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: | жизненное существо человека, воображаемое отдельн

Определение слова «Душа» по БСЭ:
Душа (греч. psychē, лат. anima)
понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда - и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его Самосознание).
Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл).
«Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.
Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. - питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. - со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.
В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк), так и рационалистических (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя основными способностями - чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений - ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало Ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое
«Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии и др.),
возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизни, Понимающая психология, Феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему - поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам - психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному - физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению - адаптации организма).
В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика).
Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1-2, В., 1850; R
йvйsz В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1-2, Mьnch.-Bonn, 1954.
И. Н. Семёнов.

Душ    Душа    Душанбе