Демокрит

Демокрит в Энциклопедическом словаре:
Демокрит - (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) - из г.Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античнойатомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы -неделимые материальные элементы (геометрические тела, ''фигуры''), вечные,неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте,величиной; движутся в различных направлениях, из их ''вихря'' образуются какотдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека;истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этикеразвил учение об атараксии.

Значение слова Демокрит по Психологическому словарю:
Демокрит - Демокрит (ок. 460 - ок. 370/360 до н. э.) - древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Душу трактовал как совокупность наиболее подвижных атомов огня, которые могут вызывать движения - в теле и рассеиваются после его смерти. Процессы восприятия - , по его мнению, обусловлены попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок, которые субъективно предстают как образы этих предметов. В качестве цели человеческой жизни рассматривал достижение спокойного расположения духа, который не возмущается страстями.

Определение слова «Демокрит» по БСЭ:
Демокрит (Dēmуkritos)
[р. около 460, Абдера (Фракия), - умер около 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей Атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в том числе в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедический характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.д. Из многочисленных сочинений Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.
Историческое место философии Д. определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д. - понятии «атома» как некоторого неделимого материального индивидуума (греч. бtomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»),
который признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным какому-либо воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютному ничто, абсолютному небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрическое тело, которое также неразрушимо, вечно и не имеет каких-либо физических свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также
«фигурами» (греч. schemata) или «видиками» (греч. йidola), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физическими или геометрическими телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их
«вихря» по естественной необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов,
«видиками», действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.
Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отдельной наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии
(«линия Демокрита») (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375-76).
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von H. Diels,9 Aufl., Bd 2, B., 1959, гл. 68, S. 81-229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита - в кн.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209-365.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17-98; Лурье С. Я., Демокрит, М., 1970; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. Ф., Демокрит, [М.], 1960; Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428-500; Natorp P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, B., 1884, S. 164-208; L
őwenheim L., Die Wissenschaft Demokrits..., B., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, B., 1935.
А. Ф. Лосев.
Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.

Демократка    Демокрит    Демолен