Джойс

Джойс в Энциклопедическом словаре:
Джойс - (Joyce) Джеймс (1882-1941) - ирландский писатель, представительмодернистской и постмодернистской прозы. Сборник рассказов ''Дублинцы''(1914), пьеса ''Изгнанники'' (1918), роман ''Портрет художника в юности''(1917). В романах ''Улисс'' (1922), ''Поминки по Финнегану'' (1939) выступилоткрывателем новой поэтики, способов письма, в которых художественнаяформа занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические идругие измерения. ''Улисс'' полупародийно соотнесен с ''Одиссеей'' Гомера,''Поминки...'' базируются на кельтской мифологии Финна. Художественный методДжойса использует ''поток сознания'', пародии, стилизации, комическиеприемы, мифологические и символические слои смысла; его языкотворчестводоходит до создания нового экспериментального языка. Аналитическомуразложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новаяантропология, близкая к структуралистской и характерная почти полнымисключением социальных аспектов. Творчество Джойса оказало влияние напоследующую прозу и теорию литературы.

Определение слова «Джойс» по БСЭ:
Джойс (Joyce)
Джеймс (2.2.1882, Дублин, - 13.1.1941, Цюрих), ирландский писатель. Окончил иезуитский колледж и Дублинский университет (1902). В 1904 покинул родину, с 1920 жил в Париже. Дебютировал в 1907 книгой стихов «Камерная музыка», но известность Д. принесла проза. В рассказах сборника
«Дублинцы» (1914, рус. пер. 1937) выведены образы «маленьких людей», задавленных мещанским бытом; в некоторых рассказах Д. выступил против угнетения Ирландии Англией. В романе «Портрет художника в юности» (1916) Д. показал освобождение юного героя от морально-религиозных догматов и обязанностей и в то же время его отказ от общественной борьбы и национально-освободительных идеалов: герой Д. замыкается в кругу художественных интересов.
В главном произведении Д. - романе «Улисс» (1922) развит наметившийся в «Портрете художника» метод «потока сознания» (см. «Поток сознания»). Избегая целостного изображения действительности, Д. фиксирует самые ничтожные поступки, ощущения и мысли персонажей. В этом калейдоскопе вырисовываются бесцельность и пошлость жизни, воплощённые в одном из героев
«Улисса», дублинце Блуме. Объективно роман - это приговор буржуазной цивилизации, но критика Д. бесперспективна, т.к. он убеждён в извечной порочности человеческого общества. Д. стремился раскрыть внутренний мир человека, показать тончайшую, даже мимолётную реакцию главных персонажей на окружение, изображаемое подчас с натуралистической тщательностью. Вместе с тем Д. ищет в своих героях отголоски тех черт, которые были запечатлены уже в древних мифах. Отсюда уподобление истории Блума и Стивена, героев
«Улисса», героям древнего эпоса. Экспериментирование Д. с языком и стилем, чрезмерно сложная символика ведут к разрушению классической формы романа, особенно явственному в «Поминках по Финнегану» (1939), содержанием которого стали сновидения центрального персонажа. Д. оказал огромное влияние на модернистскую литературу (см. Модернизм).
Соч. в рус. пер.: [Главы из «Улисса»], «Интернациональная литература», 1935, № 1-3, 9-12; 1936, № 1-4.
Лит.: Старцев А. И., О Джойсе, «Интернациональная литература», 1936, №4; Жантиева Д. Г., Джеймс Джойс, М., 1967; Gilbert S., J. Joyces Ulysses, L., 1960; Burgess A., Here comes everybody, L., [1965]; Ellmann R., James Joyce, L., 1966; Goldberg S. L., Joyce, Edinburgh - L., [1967]; Anderson Ch. G., James Joyce and his world, L., [1967]; The Celtic master. Contributions to the First James Joyce symposium held in Dublin. 1967, [Dublin, 1969]; A bash in the tunnel. J. Joyce by the Irish, Brighton, [1970]; J. Joyce. The critical heritage, v. 1-2, L., [1970]; Parker A. D., James Joyce. A bibliography of his writings, critical material and miscellanea, Boston, 1948.
Е. В. Корнилова.
Дж. Джойс.

Джойнер-Керси    Джойс    Джок