Розничные Цены
Розничные Цены в Энциклопедическом словаре:
Розничные Цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению.
Определение «Розничные Цены» по БСЭ:
Розничные цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р. ц. при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения).
В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р. ц. Небольшая часть с.-х. продукции продаётся по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договорённости с производителями.
Государственные Р. ц. определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р. ц.: издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также Налог с оборота.
Общий уровень Р. ц. и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. ц. на аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары - на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р. ц. устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путём координации Р. ц., осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р. ц. Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р. ц. фиксируются в Прейскурантах.
Политика Р. ц. Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947-54 государственные Р. ц. на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р. ц., снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. табл.).
Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)
| 1965 | 1970 | 1974 |
Все товары | 75 | 75 | 75 |
Продовольственные товары | 75 | 75 | 76 |
в том числе: | 85 | 85 | 85 |
мясо и птица | 83 | 83 | 83 |
масло животное | 75 | 73 | 73 |
сахар | 59 | 59 | 59 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
Непродовольственные товары | 76 | 75 | 74 |
в том числе: | 70 | 68 | 68 |
хлопчатобумажные ткани | 85 | 83 | 83 |
шерстяные ткани и платки | 87 | 86 | 83 |
трикотажные изделия | 82 | 81 | 81 |
кожаная обувь | 45 | 46 | 46 |
часы наручные |
В зарубежных социалистических странах
наряду с общими закономерностями
формирования и
динамики Р. ц. существуют
особенности организации и методологии
планирования цен. На основе
обобщения коллективного опыта страны -
члены СЭВ разрабатывают
мероприятия по
сближению методологии внутреннего ценообразования.
При
капитализме Р. ц. подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры
рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как
инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают
несколько видов Р. ц. Цены,
установленные государством, охватывают ограниченную
номенклатуру товаров. Фиксированные и
рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в
осуществлении ими
контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как
правило, монопольные цены, обеспечивающие
получение монопольной прибыли. Цены со
свободной калькуляцией складываются в
зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: Оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс
торговая накидка.
С конца 60-х гг. в капиталистических странах наблюдается
инфляционный рост Р. ц.,
особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74
прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в
Великобритании 230%, во Франции 250%; в Японии он достиг 304%,
причём подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.
Лит. см.
при ст. Ценообразование.
М. В.
Кокорев.
Розничная Торговля
Розничные Цены
Розничный