Шлик

Шлик в Энциклопедическом словаре:
Шлик - (Schlick) Мориц (1882-1936) - австрийский философ и физик, ведущийпредставитель логического позитивизма, основатель Венского кружка.Утверждал, что законы природы - формальные правила, определяемыесинтаксисом языка описания; сформулировал принцип верифицируемости (см.Верификация).

Значение слова Шлик по словарю Брокгауза и Ефрона:
Шлик (по чешскому правописанию Š lik, по-немецки Schlik) — графы, знатный чешский род. Из представителей его замечательны: 1) Каспар Ш. — род. около 1400 г., умер в 1449 г.; любимец императора Сигизмунда и его канцлер. Любовные похождения Каспара Ш. в Италии в 1432—33 гг. послужили материалом для романа пользовавшегося его покровительством Энея Сильвио Пикколомини (впоследствии папа Пий II): "Эвриал и Лукреция". Как кредитор расточительного императора и корыстолюбивый дипломат, Ш. приобрел большие богатства, был имперским канцлером при императорах Альбрехте II и Фридрихе III, в 1437 г. возведен в графское достоинство. 2) Стефан граф фон Ш. — род. 24 декабря 1487 г.; открыл богатые серебряные рудники в Иоахимстале и стал впервые с 1517 г. чеканить Иоахимовские талеры (Joachimsthaler), носившие также название Шликовских (Schlikenthaler); он пал в 1526 г. в битве при Могаче. К этой же фамилии принадлежал и известный австрийский генерал Ш. середины XIX столетия.

Определение слова «Шлик» по БСЭ:
Шлик (Schlick)
Мориц (14.4.1882, Берлин, - 22.6.1936, Вена), австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Профессор философии и физики в университетах Ростока (1917-20), Киля (1921-22), Вены (1922-36), Калифорнийского университета (1931-32). Философская концепция Ш. -
«последовательный эмпиризм», к которому он пришёл, отказавшись (под влиянием Р. Карнапа и Л. Витгенштейна) от критического реализма. Ш. основывается на понятии «чувственного данного» - чувственного переживания познающей личности, не передаваемого другим субъектам. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитический характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Согласно Ш., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него - формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей философской концепции к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.
Соч.: Der Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik, B., 1917; Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., B., 1925; Fragen der Ethik, W., 1930; Les йnoncйs scientifiques et la rйalite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufs
дtze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.
Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365-69.
И. С. Добронравов.

Шлёпнуться    Шлик    Шликер