Теплоход

Значение слова Теплоход по Ефремовой:
Теплоход - Морское или речное судно, приводимое в движение двигателями внутреннего сгорания.

Значение слова Теплоход по Ожегову:
Теплоход - Судно с двигателем внутреннего сгорания

Теплоход в Энциклопедическом словаре:
Теплоход - судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания(дизелем); мощность главного двигателя передается на движительнепосредственно или через редуктор. Наиболее распространенный типсамоходного судна.

Значение слова Теплоход по словарю Ушакова:
ТЕПЛОХОД, теплохода, м. Судно, приводимое в движение двигателями внутреннего сгорания.

Определение слова «Теплоход» по БСЭ:
Теплоход - Судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателя T. передаётся на движитель непосредственно или с помощью редуктора, иногда через соединительные муфты, (механические, гидравлические и др.). Ранее Т. назывались также дизель-электроходы - суда с дизельными главными двигателями и электрической передачей мощности на гребные электродвигатели (см. Электроход).
Т. впервые построены в России: для работы на р. Волге - винтовой Танкер «Вандал» (1903) с 3 двигателями мощностью по 88 квт (120 л. с.) и электропередачей на гребной вал, танкер «Сармат» (1904) с механическим приводом гребного вала, колёсное буксирное судно
«Мысль» (1907) и др.; для работы на Каспийском море- танкер «Дело» (1908) с 2 главными двигателями общей мощностью 735 квт (1000 л. с.). Первая подводная лодка с 2 четырёхтактными реверсивными двигателями внутреннего сгорания мощностью по 88 квт - русская
«Минога» (1908). За рубежом транспортные Т. появились в 1922 - в Дании был сооружен танкер «Зеландия» с 2 двигателями мощностью по 920 квт (1250 л. с.). В 1913 из 80 Т. мирового флота 70 принадлежали России.
Совершенствование судовых двигателей внутреннего сгорания - повышение их кпд, уменьшение массы, габаритов, повышение надёжности, увеличение агрегатной мощности - способствовало вытеснению Т. судов с паровыми машинами. К 1930 в составе гражданского флота, по данным английского
«Регистра судоходства Ллойда», было около 10% Т. По тому же источнику, к середине 1974 доля Т. возросла примерно до 88,5% (учитывая суда вместимостью не менее 100 рег. т), а их вместимость составила 63% от валовой вместимости мирового самоходного флота. Среди заказанных и строящихся к кон. 1974 судов дедвейтом не менее 2000 т Т. было около 83% по количеству судов, или около 43% по дедвейту, и около 63% по мощности главных двигателей.
В качестве главных двигателей на Т. применяют двух- и четырёхтактные, мало-, средне- и высокооборотные двигатели внутреннего сгорания. В 1975 наибольшая агрегатная мощность судовых двигателей достигла 36300 квт (48 000 л. с.) на паромах-Т. (Япония), наибольшая мощность установки -2
Ч 29 400 квт (2 · 40000 л. с.) на Контейнеровозах (Япония). При высокой мощности главных двигателей Т. могут конкурировать с турбоходами. В составе вспомогательного оборудования машинного отделения Т. - воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей, система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование для очистки и подачи в двигатель под высоким давлением топлива и смазочного масла. Теплота отходящих газов от двигателей средней и большой мощности на ходу используется для выработки пара в утилизационном котле; пар используют для производства электроэнергии и др. судовых нужд.
Э. Г. Логвинович.

Теплофицироваться    Теплоход    Теплоходный