Тара, верховный бог Т.

Значение слова Тара, верховный бог Т. по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тара, верховный бог Т. — верховный бог у языческих эстов, старый отец (wana isa, Tааrа), также Пельг (Pelg). Ему можно было поклоняться три раза в году; в другое время другие боги и легион ангелов были заступниками перед ним для людей. Жертвы приносил ему владыка дома, у липового алтаря, над камнем синего цвета. К нему подходили с оголенными коленами. Если в доме резали животное, то прежде всего часть его преподносилась Т. — Таропочитание держалось до введения христинства, да и впоследствии исполнители старого культа сохраняли громадное влияние в практической жизни. В магическо-мифических песнях, собранных Нейсом и Крейцвальдом ("Mythische u. Magische Lieder der Esthen", СПб., 1854), мы встречаем ряд общераспространенных народно-поэтических мотивов о Т. Ему посвящен чудесный всемирный дуб и вообще дубовые рощи. Дуб мира вырос от желудя, посеянного сыном Т. Его дочь (Таara t ü tar) — птица Cиypo синекрылая, ласточка, напоминающая вещего ворона бога Одина у германцев. Дубовые рощи Таара и обетованная земля золота (Kullamaa) встречаются в песнях в связи с городом Линданиссою (см. статью Э. Вольтера, "Что такое Линданисса", 1901). У чувашей встречается бог Тора, у остяков — Турм или Тором, у лапонцев — Тиермес или Дермес (см.). Все эти слова из финских языков необъяснимы; они, вероятно, заимствованы из скандинавской мифологии (Тор) взамен национальных названий бога небес Юмал, Юбмел или Укко. Ср. Тарапита. См. Ald. Castr én, "Vorlesungen über finn. Mythologie" (50, 241). Э. Вольтер.

Тар, животное    Тара, верховный бог Т.    Тара, вес наружной оболочки товара