Гайдн

Гайдн в Энциклопедическом словаре:
Гайдн - (Haydn) Франц Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор.Представитель венской классической школы. В творчестве Гайднаоткристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартети др.), формы (в т. ч. сонатная форма), принципы развития, сложилсяклассический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широтафольклорных связей. 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты,оратории (''Сотворение мира'', 1798; ''Времена года'', 1801), 14 месс, оперы идр.

Определение слова «Гайдн» по БСЭ:
Гайдн (Haydn)
Франц Иозеф [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, - 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы. Сын каретного мастера. В 1740-49 Г. пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах. Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Н. Порпоры. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и др. восполнило Г. отсутствие систематического музыкального образования. В 50-х гг. 18 в. Г. написал ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль
«Хромой бес» (постоянно 1752, Вена и др. города Австрии), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. В 1759-61 Г. был капельмейстером при дворе графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии. В 1761-90 служил у венгерских князей Эстерхази. Прихоти мецената нередко заставляли Г. поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в т. ч. получившая широкую известность «Прощальная», 1772)
и опер Г. Поездки Г. в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с В. А.. Моцартом. Расцвет творческой деятельности Г. приходится на 80- 90-е гг. 18 в., когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-86) и 12 Лондонских (1791-1792, 1794-95) симфоний, оратории, мессы и др. произведения. В 1791-92, 1794-95 Г. совершил поездки в Лондон по приглашению организатора
«Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона. Пребывание в Англии расширило кругозор Г., способствовало росту его славы. В 1791 Г. присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.
Наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом Г. своим творчеством утвердил характерные особенности венской классической школы: верность оптимистическим идеалам, синтез интеллектуального и эмоционального начал, диалектическое соотношение многогранности и целостности, обеспечивающее расцвет циклических инструментальных форм (симфонии, квартета, сонаты). Искусство Г. глубоко демократично и связано с народным творчеством. Его музыка проникнута ритмами и интонациями австрийского, славянского, венгерского фольклора, народным юмором, неистощимой жизненной энергией. Центральное место в творчестве Г. принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Г. развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Г. отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Г. предвосхищают творчество Л, Бетховена, которого Г. предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки. Особое место в наследии Г. принадлежит ораториям -
«Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Г. отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Г. как колориста.
Г. написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).
Соч.: Gesammelte Briefe und Aufzeichnun-gen, hrsg. von D. Bartha, Kassel, 1965.
Лит.: Рабинович А. С., Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы, М., 1959: Вольман Б., Наследие Гайдна в России, «Советская музыка», 1959, №6; Альшванг А., И. Гайдн, в кн.: Избр. соч., М., т. 2, 1965; Pohi С. F., Joseph Haydn, Bdl - 2, Lpz.,1875-82; Botstiber Н., Haydn, Bd3, Lpz., 1927; Koch L., J. Haydn, [Bibliographic], Bdpst, 1932; Lan-don H. C. R., The symphonies of J. Haydn, L,, 1955; Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd I, Mainz, 1957; Nowak L., J. Haydn, W. - Lpz. -Z., 1951; Haydn Jahrbuch, hrsg. von H. C. R. Landon, Bd 1-6, W., 1962-69: Geiringer К., Haydn. A creative life in music, N. Y., 1963.
П. А. Вульфиус.
Й. Гайдн.

Гайдебуров    Гайдн    Гайдроп