Кваренги

Кваренги в Энциклопедическом словаре:
Кваренги - (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817) - российскийархитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. ВРоссии работал с 1780. Монументальностью и строгостью форм, пластическойзаконченностью образа отличаются павильон ''Концертный зал'' (1782-88) иАлександровский дворец (1792-1800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин),Ассигнационный банк (1783-99), Эрмитажный театр (1783-87), Смольныйинститут (1806-08) - в Санкт-Петербурге.

Определение слова «Кваренги» по БСЭ:
Кваренги - Гваренги (итал. Куаренги, Quarenghi) Джакомо [20 или 21.9.1744, Валле-Иманья, близ Бергамо, Италия, - 18.2(2.3).1817, Петербург], архитектор, представитель русского классицизма конца 18 - начала 19 вв. Итальянец по происхождению. С 1761 учился в Риме живописи у А. Р. Менгса и С. Поцци; изучал античную архитектуру, работы Палладио. В России работал с 1780. Первая значительная работа К. - Английский дворец в Петергофе (ныне Петродворец; 1781-1794; полностью разрушен немецкими фашистами в 1942), классически ясное монументальное здание, с мощными колоннадами коринфского ордера.
Среди крупнейших работ: здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка (1783-90), Эрмитажного театра (1783-1787), корпус Обуховской больницы (1782-87, перестроен), Екатерининский институт (1804-07), Конногвардейский манеж (1804-07), Смольный институт (1806-1808)- все в Ленинграде. Они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и чёткостью объёмных композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Среди дворцовых загородных построек - Александровский дворец (1792-96) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), центр главного фасада которого подчёркнут парадным двориком, пространственно связанным с парком открытой торжественной колоннадой. К. был умелым строителем-практиком, тщательно следившим за высоким качеством осуществления своих работ в натуре.
Многочисленные рисунки К. скрупулёзно изображают памятники древнерусского зодчества, постройки современных ему архитекторов, жанровые сцены («Теремной дворец в Кремле», «Михайловский замок», «Коломенское» - все тушь, акварель, Эрмитаж, Ленинград; « Катание по льду на Неве», тушь, акварель, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; «Панорама Кремля», акварель, тушь, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва).
К. издал гравированные альбомы со своих проектов Эрмитажного театра и Ассигнационного банка (1787 и 1791) и первый том собрания своих проектов (1810).
Лит.: Талепоровский В. Н., Кваренги, Л. - М., 1954; Гримм Г. Г., Кваренги, Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Д. Кваренги из музеев и хранилищ СССР, Л., 1967.
Дж. Кваренги. Эрмитажный театр в Ленинграде. 1783-87.

Дж. Кваренги. Здание Ассигнационного банка (ныне Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского) в Ленинграде. 1783-90.

Дж. Кваренги.

Кварели    Кваренги    Кваркен Северный