Дворец

Значение слова Дворец по Ефремовой:
Дворец - 1. Здание, являющееся местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства.
2. Большое здание, выделяющееся своей архитектурой и используемое для общественных целей.

Значение слова Дворец по Ожегову:
Дворец - Большое здание общественного назначения


Дворец Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой
Дворец Такое здание, как место пребывания монарха, его семьи

Дворец в Энциклопедическом словаре:
Дворец - (от ''княжий двор'' - жилище князя) - монументальное парадное здание.Первоначально резиденция властителя, высшей знати, с 13-15 вв. такжездание органов государственной власти; в 19-20 вв. дворцом называютсяважнейшие общественные здания (Дворец спорта, Дворец молодежи, Дворецкультуры и т. д.).

Значение слова Дворец по словарю Ушакова:
ДВОРЕЦ
дворца, м. 1. здание, служащее местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства (дореволюц. и загр.). Ездить во дворец. 2. Большое здание, обычно выделяющееся своей архитектурой и использованное для общественных целей. Дворец искусств. Дворец труда.

Значение слова Дворец по словарю Даля:
Дворец
м. дворище ср. стар. дом владетельной особы, иногда и великолепный дом министерства, посольства или известного, богатого вельможи. Путевые дворцы, выстроенные на пути проезда, для высочайших особ. Молодец хоть во дворец, в служите

Определение слова «Дворец» по БСЭ:
Дворец (от «княжий двор» - жилище князя)
монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только властителя, позднее - представителей высших слоев общества (см. также Замок, Палаццо);, в 13-15 вв. Д. стали называть также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 в. - особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Д. обычно отличаются крупными размерами, монументальными формами.
В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и государственной идеологии и сыграло существенную роль в развитии архитектуры. Во Д. египетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжественных приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит, 20-15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке множества помещений составляли сложную композицию внутренних пространств. В персидских Д. (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.) сохранились рунны торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.
Новая важная фаза в развитии архитектуры Д. с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д. римского императора Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Д. других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме [отсюда лат. название Д. - palatium, легшее в основу соответствующих терминов в языках романской группы - palazzo (итал.), palais (франц.), возможно, русского - Палата]. Римские Д. отличались строгой симметрией основных репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращенных в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, которые создавали стройную систему соподчинённых внутренних пространств
(«Золотой дом» Нерона, 1 в. н.э.). Величественные руины этих Д. поражают размахом, монументальностью, грандиозностью масштабного строя. Влияние развитых в римских Д. архитектурных приёмов сказалось в архитектуре Д. императоров и наместников в римских, европейских, азиатских, и африканских провинциях, а также в странах, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец (4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе]. Мавританская архитектура 13-14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Д. в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании).
С развитием средневековых городов-республик в Европе появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных лиц (например, в Италии: Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310, Дворец дожей в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Весккьо, во Флоренции, 13-15 вв.). Наряду со светской знатью Д. строили также представители духовенства (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Д. 15-16 вв. с просторными внутренними дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи, уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города, оказали (в эпоху абсолютных монархий) значительное влияние на формирование нового типа Д. - королевского, императорского, царского, в котором парадная репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида, 16 в.; Лувр в Париже, 16-18 вв.).
Характерной чертой дворцовых композиций стала Анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в ходе которого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространственные эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, которые как бы связывали здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на главной планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д. доминируют над окружающим пространством (Версаль ; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705-24; Шёнбрунн в Вене, 1695-1749; Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя, с 1752). Тот же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре Востока (Императорский дворец в Пекине - огромный комплекс жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции).
В русских дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена такая национальная черта архитектуры, как живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функцией, назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове, 12 в.; Теремной Д. Московского Кремля, 17 в.; деревянный Д. в Коломенском, 17 в.). Д. Цворец дожей в Венеции. Зал Большого Совета. 18 - начало 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время чёткостью объёмно-пространственной структуры близки зап.-европейским, но отличаются звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева, многочисленные загородные царские Д. и Д. в дворянских усадьбах). С середины 19 в. Д. - крупные, часто роскошно отделанные общественные здания различного назначения
(«Хрустальный дворец» на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.). Термин «Д.» не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные Д. спорта трансформируются, например, в хоккейный или водный стадион, аудиторию, выставочный зал. В советской архитектуре появились новые типы Д. - Д. съездов в Московском Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников, Д. искусств (в Ташкенте, 1968), Д. бракосочетанийТбилиси, 1964). Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары, многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств - выставочный зал, во Д. бракосочетаний - зал торжественных актов.
Лит.: Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1--2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков, [М.], 1938; Swoboda К. М., Rцmische und romanische Palдste, W., 1924; Chierici G., Il palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3. Mil., [1952-57].
В. Ф. Маркузон.
Палаццо Дукале в Урбино. Италия. Ок. 1470-1563. Начат архитектором Лучано Лаураной.

Дворец пионеров и школьников в Москве. 1959-62. Архитекторы В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. Н. Хажакян, инженер Ю. И. Ионов, художники Е. М. Аблин, А. А. Губарёв, И. И. Лаврова-Дервиз, Г. Г. Дервиз, И. В. Пчельников.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743-48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752-57, архитектор В. В. Растрелли. Тронный зал.

Большой дворец в г. Пушкине. 1743-48, архитекторы Ан. В. Квасов, С. И. Чевакинский. Перестроен в 1752-57, архитектор В. В. Растрелли. Общий вид.

Палаццетто (Малый дворец спорта) в Риме. 1957. Архитекторы П. Л. Нерви, А. Вителлоцци.

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Главный зал.

Дворец Нихо в Киото. 17 в. Входной зал.

Дворец дождей в Венеции. Западный корпус. 1424-42. Архитекторы Дж. и Б. Бон.

Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). Около 300. Реконструкция.

Комплекс дворца в Кносе на острове Крит. 20-15 вв. до н. э. Разрез (по х-у) и план: а - двор; б - жилая часть; в - главная лестница; г - «восточный бастион»; д - склады керамики; е - юго-западный портик; ж - западная пристройка; з - пропилеи; и - западные склады; к - арсенал; л - театр; м - северный зал; о -
«старая крепость»; п - тронный зал; р - ступенчатый портик; с - святилище.
Вверху - Александровский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1792-96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу - дворец (1695-1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744-49, архитектор Н. Пакасси) и парк (около 1705-06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 - почётный двор; 2 - бассейны; 3 - проходной зал; 4 - цветник; 5 - павильон
«Глориетта»; 6 - оранжерея; 7 - «Тирольский сад»; 8 - «Грот Нептуна»; 9 - сад; 10 - театр; 11 - ботанический сад; 12 - бассейн с группой наяд; 13 - «Римская руина»; 14 - зверинец.


Двор Монетный   
Дворец   
Дворец Дожей