Растрелли
Растрелли в Энциклопедическом словаре:
Растрелли - Варфоломей Варфоломеевич (1700-71) - российский архитектор.Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственныйразмах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал спластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета,прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец(1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52),Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).
(Rastrelli) Бартоломео Карло (1675-1744) -
скульптор. Попроисхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт-Петербурге. Произведениямсвойственны барочная
парадность и
пышность, умение передавать фактуруизображаемого материала (''Императрица
Анна Иоанновна с арапчонком'', 1733-41).
Определение слова «Растрелли» по БСЭ:
Растрелли - Растрелли (Rastrelli)
Бартоломео Карло [1675, Флоренция, - 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри в Париже, мрамор, 1703-06, разрушено в 1792). В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург, обязавшись вести архитектурные и скульптурные работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому рус. мастеров.
Фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, Эрмитаж, Ленинград; неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, Третьяковская галерея; Анны Ивановны с арапчонком, 1733-41, Русский музей, Ленинград; все 3 - бронза; А. Д. Меншикова, мрамор, там же, выполнен И. П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу]. Создал исполненную величия и официальной торжественности конную статую Петра I (бронза, 1743-44, в 1800 установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны и др., свинец и др. материалы, 1721-23) и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (начаты в 1721).
Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Бартоломео Карло Растрелли. 1675-1744, Л. - М., 1964.
Б. К. Растрелли. Бюст Петра I. 1723. Эрмитаж. Ленинград.
Инженерный замок. 1797 - 1800. Архитекторы В. И. Баженов, В. Ф. Бренна. Перед замком - памятник Петру I. Установлен в 1800. Скульптор Б. К. Растрелли.
Большой дворец (центральная часть; 1714-25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747-52, архитектор В. В. Растрелли) и Большой каскад с гротом [архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714-21), архитекторы Т. Усов, И. А. Мордвинов (1726-29) и др.; скульпторы Б. К. Растрелли и др.]. Вид со стороны Нижнего парка.
Б. К. Растрелли. «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». Бронза. 1733-41. Русский музей. Ленинград.
Растрелли - Растрелли (Rastrelli)
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео
Франческо) [1700,
Париж (?), - 1771, Петербург],
русский архитектор,
глава русского
барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии)
между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор.
Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33),
рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне
Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии],
подчёркнутые горизонтальность членений и
плоскостность трактовки фасадов, их
сдержанный декор свидетельствуют о
близости ранних построек Р. к рус.
архитектуре 1-й
четверти 18 в. В
зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. под влиянием русской
национальной художественной культуры.
Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля,
применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких
колонок и пр.,
увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в
творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве
(проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В
последней Р.,
творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал
контраст между массивным центральным
куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением
колонн, находящихся на углах
постройки, и
словно вырастают из её
основания, придавая зданию
динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см.
Петродворец). Сохранив
основную композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю
часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций,
выразительностью силуэта и
праздничной декоративностью облика дворцовую
церковь и
«корпус под гербом»,
заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая
полихромия, изобилие декора:
отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая
позолота деревянной резьбы, узор паркетов,
роспись плафонов, картуши,
раковины, сверкая и переливаясь, создавали
полный великолепия фон для дворцовых
церемоний. В период строительства дворцов М. И.
Воронцова (1749-57) и С. Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось
формирование зрелого стиля Р.
Членения фасадов и
трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную
пластичность. Р.
широко пользуется наружными колоннами;
собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь
вокруг главных композиционных узлов
здания, они не играют
прямой конструктивной роли и приобретают
характер тектонического декора.
Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см.
Пушкин). Продольная ось здания стала главной
пространственной координатой в его плане; огромная
протяжённость двух параллельных анфилад парадных
помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и
Картинной галерее, подчёркнута выносом
парадной лестницы в юго-западный
конец здания. Ритмическое
разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие
впадины окон, создающие богатую игру светотени,
обилие лепнины и
декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и
торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. -
Смольный монастырь (1748-54) и
Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как
грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.
Лит.:
Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в книга:
История русского искусства, т. 5, М., 1960;
Денисов Ю.,
Петров А.,
Зодчий Растрелли. Материалы к
изучению творчества, Л., 1963.
Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф.
Мичурин. Андреевский
собор в Киеве. 1748-67.
Дворцово-парковый
комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин).
Дворец перестроен в 1752-57.
Архитектор В. В. Растрелли. План.
Андреевская церковь. 1748-67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным.
Курдонёр Летнего дворца в Петербурге (1741-44, арх. В. В. Растрелли; не сохранился).
Рисунок М. И. Махаева. Русский музей. Ленинград.
Ленинград.
Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752-54. Архитектор В. В. Растрелли.
В. В. Расстрелли.
Портрет работы художника П.
Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.
В. В. Расстрелли.
Модель Смольного монастыря.
Середина 18 в. Научно-исследовательский музей
Академии художеств СССР. Ленинград.
Дворцовая церковь в Петродворце. 1747-52.
Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752-57.
Парадная
лестница Большого дворца в Петродворце. 1747-52. (Фото 1940).
Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748-54.
Растрелли В. В.
Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743-54 (совместно с М. Г. Земцовым).
Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749-57.
Растрезвониться
Растрелли
Растрепанный