Растрелли

Растрелли в Энциклопедическом словаре:
Растрелли - Варфоломей Варфоломеевич (1700-71) - российский архитектор.Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственныйразмах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал спластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета,прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец(1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52),Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).


(Rastrelli) Бартоломео Карло (1675-1744) - скульптор. Попроисхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт-Петербурге. Произведениямсвойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуруизображаемого материала (''Императрица Анна Иоанновна с арапчонком'', 1733-41).

Определение слова «Растрелли» по БСЭ:
Растрелли - Растрелли (Rastrelli)
Бартоломео Карло [1675, Флоренция, - 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри в Париже, мрамор, 1703-06, разрушено в 1792). В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург, обязавшись вести архитектурные и скульптурные работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому рус. мастеров.
Фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, Эрмитаж, Ленинград; неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, Третьяковская галерея; Анны Ивановны с арапчонком, 1733-41, Русский музей, Ленинград; все 3 - бронза; А. Д. Меншикова, мрамор, там же, выполнен И. П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу]. Создал исполненную величия и официальной торжественности конную статую Петра I (бронза, 1743-44, в 1800 установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны и др., свинец и др. материалы, 1721-23) и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (начаты в 1721).
Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Бартоломео Карло Растрелли. 1675-1744, Л. - М., 1964.
Б. К. Растрелли. Бюст Петра I. 1723. Эрмитаж. Ленинград.

Инженерный замок. 1797 - 1800. Архитекторы В. И. Баженов, В. Ф. Бренна. Перед замком - памятник Петру I. Установлен в 1800. Скульптор Б. К. Растрелли.

Большой дворец (центральная часть; 1714-25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747-52, архитектор В. В. Растрелли) и Большой каскад с гротом [архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714-21), архитекторы Т. Усов, И. А. Мордвинов (1726-29) и др.; скульпторы Б. К. Растрелли и др.]. Вид со стороны Нижнего парка.

Б. К. Растрелли. «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». Бронза. 1733-41. Русский музей. Ленинград.


Растрелли - Растрелли (Rastrelli)
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), - 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. под влиянием русской национальной художественной культуры.
Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р., творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и
«корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749-57) и С. Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора.
Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.
Лит.: Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в книга: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963.
Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748-67.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли. План.

Андреевская церковь. 1748-67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным.

Курдонёр Летнего дворца в Петербурге (1741-44, арх. В. В. Растрелли; не сохранился). Рисунок М. И. Махаева. Русский музей. Ленинград.

Ленинград. Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752-54. Архитектор В. В. Растрелли.

В. В. Расстрелли. Портрет работы художника П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.

В. В. Расстрелли. Модель Смольного монастыря. Середина 18 в. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград.

Дворцовая церковь в Петродворце. 1747-52.

Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752-57.

Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747-52. (Фото 1940).

Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748-54.

Растрелли В. В. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743-54 (совместно с М. Г. Земцовым).

Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749-57.

Растрезвониться    Растрелли    Растрепанный