Россини

Россини в Энциклопедическом словаре:
Россини - (Rossini) Джоаккино (1792-1868) - итальянский композитор. Створчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 в. Его музыкуотличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумиехарактеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершинакоторой - его ''Севильский цирюльник'' (1816). Оперы: ''Танкред'', ''Итальянкав Алжире'' (обе 1813), ''Отелло'' (1816), ''Золушка'', ''Сорока-воровка'' (обе1817), ''Семирамида'' (1823), ''Вильгельм Телль'' (1829, яркий образецгероико-романтической оперы) и др.''РОССИЯ'', ежедневная газета,правительственный официоз, 1905-14, Санкт-Петербург. С 1906 органМинистерства внутренних дел.

Определение слова «Россини» по БСЭ:
Россини (Rossini)
Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, - 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 член Болонской филармонической академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810
(«Вексель на брак», Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и других городов, писал по несколько музыкально-драматических произведений ежегодно. Эти оперы, в том числе «Шёлковая лестница»
(1812, Венеция), «Пробный камень» (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творческой индивидуальности Р. В опере-сериа «Танкред» и опере-буффа «Итальянка в Алжире» (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотическое звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал
«Гимн независимости», исполненный под его управлением. Австрийская полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра «Сан-Карло»), - «Отелло» (по Шекспиру, 1816),
«Моисей в Египте» (1818), «Магомет II» (по трагедии Вольтера, 1820), «Зельмира» (1822) - претворилось тяготение Р. к патетическому стилю, к драматизации оперы-серпа, перестройке её в народно-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного музыкального развития, драматической характерности. Одновременно он работал над обновлением
оперы-буффа, насыщая произведения этого жанра реалистическим содержанием. С наибольшим блеском музыкально-комедийный талант Р. проявился в опере «Севильский цирюльник» (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итальянской оперы-буффа. Р. стремился к драматургическому и образному обновлению комической оперы, он создал бытовую музыкальную комедию (лирико-комическая опера «Золушка», 1817, Рим),
реалистическую музыкальную драму («полусерьёзная» опера «Сорока-воровка», 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комических операх появляются драматические и даже трагические ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итальянские народные песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые музыкальные жанры, богатейшие возможности бельканто.
В 1823 в Венеции была поставлена «Семирамида» - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был музыкальным руководителем Итальянского театра, с 1826 - королевским композитором и генеральным инспектором пения. Изучив французское оперное искусство, переработал свои оперы
«Магомет II» и «Моисей в Египте» (в Париже - под названием «Осада Коринфа», 1826; «Моисей», 1827), сочинил произведения в жанре французской комической оперы - «Граф Ори» (1828). Р. многое воспринял от французской музыкальной культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции.
В 1829 в обстановке общественного подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р. - «Вильгельм Телль», сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Это - лучшая из народно-героических опер Р., в ней по-новому трактована героика, произведение исполнено патриотизма, рожденного мечтой об освобождении родины. В монархических странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под названием «Карл Смелый»).
Создав около 40 опер, Р. после «Вильгельма Телля» отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фортепианные, вокальные миниатюры, из произведений крупной формы - «Стабат матер» (1842),
«Маленькая торжественная месса» (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших музыкальных салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европейского оперного искусства 19 в. Неистощимое мелодическое богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.
Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Бронфин Е. Ф., Джоаккино Россини, жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, Vita documentata, opere ed influenza su l
’arte. v. 1-3, Tivoli, 1927-29: Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968.
Е. Ф. Бронфин.
Дж. Россини.

Российской Федерации Государственный Архив (Гарф)    Россини    Россия