Индивидуальность

Значение слова Индивидуальность по Ефремовой:
Индивидуальность - 1. Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других.
2. Человек как обладатель присущих только ему черт характера, индивидуальных особенностей; личность.

Индивидуальность в Энциклопедическом словаре:
Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления,отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, всоциальной психологии - коллективного (группового). Как философскоепонятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде.

Значение слова Индивидуальность по Психологическому словарю:
Индивидуальность - Индивидуальность (от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Значение слова Индивидуальность по словарю Ушакова:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
индивидуальности, ж. (книжн.). 1. только ед. Отвлеч. сущ. к индивидуальный. Индивидуальность качеств. 2. Совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. Он человек совсем безличный, без всякой индивидуальности. Ярко выраженная инвидуальность. 3. Личность, существо, как обладатель, носитель индивидуальных особенностей, свойств. Защита человеческой индивидуальности.

Определение слова «Индивидуальность» по БСЭ:
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое)
неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея И. возникает в античной философии прежде всего в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида (греч. бtomos, как и лат. individuum - неделимый), - как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой
«формой» и «положением», т. е. выступающих как И. После древнеримского философа Сенеки за И. утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики. В средневековой схоластике понятие И. ограничивается человеческой личностью. Начиная с эпохи Возрождения акцентирование И. отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейского Индивидуализма. В философии 17 в. понятие И. получает наиболее полное развитие у немецкого философа Лейбница в его учении о Монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И. используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания Романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В настоящее время в различных науках и в философии понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, Этология, Генетика) И. характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях Генотипа и Фенотипа.
В психологии проблема И. ставится прежде всего в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего «Я».
В этом плане вопрос об И. встаёт в психологии прежде всего в связи с анализом Темперамента и Характера человека, поиском оснований для выделения типов людей (их классификаций - в характерологии, физиогномике, графологии и т. п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий (см. Дифференциальная психология), в связи с чем И. описывается как набор признаков, присущих данному человеку.
В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). И. рассматривается как основная структура, определяющая целостность и своеобразие отдельного человека. Процесс индивидуализации, т. е. осознания и культивирования человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации - приобщению человека к миру культуры. Индивидуализация представляет собой рефлексивное обособление человеком своего
«Я» от исполняемых им ролей социальных, которые в процессе интериоризации становятся достоянием внутреннего мира человека. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. См. также ст. Личность.
Лит.: Лазурский А., Современное состояние индивидуальной психологии, в кн.: Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии, СПБ, 1897; Юнг К. Г., Психологические типы, М., [1924]; Уильямс Р., Биохимическая индивидуальность, пер. с англ., М., 1960; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Dilthey W., Beitr
дge zum Studium der Individualitдt, B., 1896; Volkelt J., Das Problem der Individualitдt, Mьnch., 1928; Allport G. W., Personality, L., 1949; Lersch P., Thomae Н., Persцnlichkeitsforschung und Persцnlichkeitstheorie, в кн.: Handbuch der Psychologie, Bd 4, G
цtt., 1960. См. также лит. к статьям Личность, Характер.
И. Н. Семенов.

Индивидуальное Частное Предприятие    Индивидуальность    Индивидуальные Различия Памяти