Внимание

Значение слова Внимание по Ефремовой:
Внимание - 1. Сосредоточенность мысли или зрения, слуха на чем-л. // Интерес к кому-л., чему-л.; заинтересованность.
2. Заботливое, чуткое отношение, расположение к кому-л.

Значение слова Внимание по Ожегову:
Внимание - Заботливое отношение к кому-чему-нибудь


Внимание Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь

Внимание в Энциклопедическом словаре:
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности наопределенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) ипроизвольное (активное), когда выбор объекта внимания производитсясознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем(количество объектов, которое может быть воспринято и запечатленочеловеком в относительно короткий момент времени), распределенность(способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различныхдеятельностей), возможность переключения.

Значение слова Внимание по словарю медицинских терминов:
Внимание - форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов.

Значение слова Внимание по Психологическому словарю:
Внимание - Внимание - процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о

Значение слова Внимание по словарю Ушакова:
ВНИМАНИЕ
внимания, мн. нет, ср. 1. Психический процесс, при к-ром из нескольких одновременных впечатлений нек-рые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть. Сосредоточить внимание на чем-н. С должным вниманием. без внимания. Достойный внимания. Привлекать внимание. 3. Предупредительное, благосклонное отношение. Благодарю за внимание. Оказать внимание. принимать во внимание - принимать в расчет, учитывать. Обращать внимание на кого-что - замечать кого-что-н., заинтересовываться кем-чем-н. Обращать внимание чье на кого-что (книжн.) - указывать, заставлять заметить кого-что-н. Вниманию, кого - к чьему-н. сведению (формула в заголовках объявлений, газетных заметок). Вниманию всех едущих на курорты. Оставить без внимания что (разг.) - пренебречь чем-н.

Значение слова Внимание по словарю Брокгауза и Ефрона:
Внимание — Для зарождения в сознании какого-либо ощущения недостаточно присутствия внешнего раздражения: когда мы углублены в свои мысли или заняты чем-либо, до нас не доходит шум окружающих нас голосов, мы не видим того, что делается вокруг нас, словом, не получаем ощущений от раздражителей, действующих на наши органы чувств. В этих случаях для возникновения ощущения недостает одного существенного условия — внимания, т. е. активного участия психики, как бы идущей навстречу внешним воздействиям и доводящей их до сознания, т. е. до ощущений. Большая заслуга Вундта — в том, что он указал на эту активную роль психики в процессе восприятия впечатлений. По его определению, воздействие внешнего раздражителя только благодаря участию В. создает сознательное восприятие (апперцепцию, по терминологии Вундта). Вундт представляет дело так, что пока В. не направлено на какой-либо орган чувства, напр. на глаз, все раздражители, действующие на глаз, вызывают в зрительном центре в мозгу возбуждения, остающиеся за порогом сознания. Лишь с того момента, когда В. направлено на этот мозговой центр и на глаз, бессознательные до того возбуждения (несознаваемые ощущения) переступают порог сознания и входят в него, превращаясь в настоящие ощущения. Еще более картинно объясняет Вундт свою мысль, сравнивая сознание с плоскостью, неравномерно освещенной, где, чем дальше от центрального пункта, тем бледнее освещение. Акт В. означает, по Вундту, введение зарождающегося ощущения в наиболее освещенную часть поля умственного зрения. Самое простое фактическое объяснение способности В. — предположение, что с помощью В. усиливается интенсивность того нервно-психического процесса, на который В. направляется, и в то же время ослабляется напряженность всех тех нервно-психических актов, от которых В. в данную минуту отклонено. С помощью В. мы можем делать выбор между впечатлениями и этим косвенно направлять и всю нашу душевную деятельность. Благодаря В., человек до известной степени эмансипируется от подавляющего влияния окружающей среды, перестает быть ее пассивным отражением и достигает духовной автономности. В. есть проявление вашей личности в сфере умственной жизни. Оно различно у разных субъектов и по силе влияния, и по продолжительности времени, в течение которого мы способны удержать в сознании данное вожделенное впечатление и устранять нежелательное. Как способность, В. есть продукт выучки и упражнения и значительно колеблется у разных людей. Сила В. падает заметно под влиянием вредных физиологических и психологических моментов, как то утомления, волнения, изнурения, опьянения. В детстве и в глубокой старости В. слабо. Богато одаренные духовно люди обладают в высокой степени способностью сосредоточить и удержать (фиксировать) свое внимание на произвольно ими выбранном объекте. Слабоумие характеризуется больше всего недоразвитием В. Если бы мы в состоянии были измерять величину способности В., мы имели бы, вероятно, наиболее близкое мерило степени развития нашей интеллектуальной энергии. Ослабление силы В. есть один из ранних предвестников начинающейся болезни. При помощи напряженного В. делаются доступными восприятию самые слабые раздражения. В. сопровождается расходованием нервной энергии и поднятием возбудимости чувствующих нервов, но лишь тех, по которым протекают волны, входящие в состав данного акта восприятия. Деятельность В. выражается в поднятии двигательного, или иннервационного тока. Это совершается также на счет живой силы В. Двигательное В. может охватить множество путей и распространяться на многие двигательные представления. Поэтому двигательное В., в отличие от сенсорного, имеет характер рассеянной энергии или ее разряжения. Кроме этой активной роли В., как расхода живой энергии, оно имеет еще и другую сторону: под влиянием В. угнетаются и приостанавливаются многие и даже все одновременно находящиеся в пути нервные и психические волны и акты, задерживается доступ других впечатлений, приостанавливаются волевые импульсы, даже другие акты сознания. Угнетение нервных и психических процессов достигает тем большей степени, чем совершеннее В.; поэтому экономия нервной и психической энергии есть основной принцип В. Сущность В. заключается, таким образом, в установлении возможно низкого психонервного порога, возбудимости как сенсорного, так и двигательного, для данного акта, и в устранении из последнего всех волн, как сенсорных, так и двигательных, стоящих ниже этого порога. Угнетение этих последних волн, т. е. ослабление их энергии, является вспомогательным процессом, способствуя исключению этих волн из данного акта. Благодаря угнетению достигается основное условие созревания представлений в сознании. Представление, во-первых, вырабатывается наиболее точно, вследствие локализации центрального процесса в одной, специально приспособленной группе клеток и устранения всех посторонних возбуждений. Во-вторых, достигается фиксация представления в течение известного промежутка временя, необходимого для созревания, или кристаллизации представления, так как весьма вероятно, что каждое представление, смотря по степени своей сложности, требует большего или меньшего времени для своего формирования. Торможение массы психических и нервных актов требует затраты значительного количества живой психической энергии со стороны внимания. В., как и всякая нервно-психическая деятельность, может возбуждаться внешним деятелем, раздражителем, определяющим направление работы и распределение частей В. Это — пассивное, или рефлекторное В. Иногда умственная работа и все процессы В. возбуждаются не извне, а автоматически — представлениями сенсорными, либо двигательными, находящимися в нашей памяти. В этом случае представление реализуется сперва в сознании, и тогда уже начинается активная работа восприятия того внешнего впечатления, которое связано с данным представлением. При таких условиях активного восприятия, когда направляющая роль внешнего раздражителя ничтожна, а процесс В. является как бы исходящим от нас, мы сознаем В. как самостоятельный душевный акт, отличный от того объекта, т. е. от того представления, с которым, однако, внимание в сущности и здесь неразрывно связано. Обыкновенное самонаблюдение различает целый ряд оттенков в степени напряженности В. Рассеянность, сосредоточенность, поглощение В., экстаз и т. п. выражения служат для характеристики различных ступеней В. Опыты над В. показывают, что степень его участия в каком-либо психическом акте оказывает огромное влияние на скорость, энергию и качество последнего. И воспоминание, и ассоциация идей, и суждение — т. е. процесс измерительной оценки и квалификация свойств ощущения — все в значительной мере зависит от силы, качества и устойчивости акта В. Умственное утомление в школе проявляется раньше всего в упадке В. учеников. Загадочный психический фактор, который называется умственным интересом, представляет собою не что иное, как специальное В., особенную реакцию последнего на известную группу психических явлений. Сила и устойчивость В. определяют собою фиксацию, т. е. продолжительность умственных актов; чем сильнее В., тем дольше данное представление остается в сознании, стало быть тем дольше оно имеет возможность вступать в ассоциацию с другими представлениями, тем дольше могут совершаться логические операциисравнение, оценка, суждения о различных сторонах данного представления, — Важна не только сила В., но и его быстрота. Есть немало явлений, которые существуют весьма короткое время, даже один миг — и такие явления — напр. игра лица, колебание голоса, жест, — совершенно ускользают от наблюдения тех, чье В. медленно работает. Для данного лица существует, таким образом, целый мир впечатлений и внешних возбуждений, которые по своей мгновенности потеряны для других людей. В. может быть больше или меньше и по своему объему, т. е. охватывать единовременно большую или меньшую группу впечатлений, представлений, идей, удерживать в сознании большую или меньшую ассоциацию. В этом смысле В. не только составляет основу того, что называют объемом сознания в тесном смысле, но служит также базисом всех сложных умственных операций. Не только для чисто логических операций, для синтезов мысли, но и для актов воли, для решений, для выработки планов действия существует необходимость способности единовременно или, по крайней мере, почти единовременно удерживать в сознании большие, связные группы образов, целей, фактов. — В., будучи силой синтетической, связующей элементы, находящиеся в сознании единовременно и последовательно через него проходящие, в то же время является иногда силой аналитической, расчленяющей сложные образы представлений и идей на их составные части. Хорошо развитое В. в состоянии по нашему произволу сосредоточить всю силу своего освещения на одном каком-либо пункте сознания, оставляя на время все остальное в тени, как бы устраняя временно из поля сознания. Это благодетельное свойство В составляет основу нашей способности различать и обособлять. Понятно, что тот элемент, на котором сосредоточилось сознание, находится в наиболее благоприятных условиях для своего созревания и развития. Литература. Wundt, "Grundzü ge der physiologischen Psychologie" (5-е изд.); G. M üller, "Zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit"; N. Lange. "Philosoph. Studien" (IV) Munsterberg, "Beiträ ge etc." (II); Th. Ribot, "Psychologie de Г attention".


Внимание — С некоторыми из входящих в сознание явлений сознающий субъект связывается особым актом, которым эти явления выделяются из остального содержания сознания. Этот акт, называемый вниманием, обусловливается частью извне, объективными свойствами самого явления (яркость, интенсивность, внезапность), частью же изнутри — субъективным интересом, связывающим нашу волю и чувство с тем или другим явлением или идеею преимущественно перед прочими. В первом случае говорится, что внимание невольно обращается на данный предмет (В. непроизвольное), во втором — что мы направляем на него свое внимание (В. произвольное). Большая способность к произвольному вниманию — или сосредоточению духовных сил на одном предмете — составляет необходимое условие всякой значительной деятельности, что дало повод Бюффону видеть даже в гении лишь сильную степень внимания. Будучи зараз и волевым, и умственным актом, В. (произвольное) теснейшим образом связывает теоретическую и практическую области нашего духа и актуально выражает его единство (см. Воля и Мышление). Вл. С.


Вникнуть   
Внимание   
Внимательно