Самонаблюдение

Значение слова Самонаблюдение по Ефремовой:
Самонаблюдение - Наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами и т.п.

Самонаблюдение в Энциклопедическом словаре:
Самонаблюдение - (интроспекция) - наблюдение, объект которого - психическиесостояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективнойпсихологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).

Значение слова Самонаблюдение по словарю Ушакова:
САМОНАБЛЮДЕНИЕ
самонаблюдения, ср. (книжн., псих.). Анализ собственной душевной жизни, непосредственное наблюдение состояний своего сознания, то же, что интроспекция. Методу самонаблюдения в психологии не придают теперь такого значения, как прежде.

Значение слова Самонаблюдение по словарю Брокгауза и Ефрона:
Самонаблюдениенаправление внимания на собственные психические процессы, на деятельность нашего мышления, на наши чувствования и волевые импульсы. С., иначе внутренний опыт, противополагается внешнему опыту, изучению вне нас совершающихся явлений посредством органов чувств, и является главным источником нашего познания психических процессов. См. Психология.

Определение слова «Самонаблюдение» по БСЭ:
Самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта - Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено
«внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологической» установке
(«интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как
«ошибка стимула» (Титченер).
Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы
«элементов», которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те «первоэлементы», к которым сводилось в «аналитической интроспекции» наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные
«части» как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитическую» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю
«сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.
Лит.: Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164-184; Eisler R., W
цrterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, «The American Journal of Psychology», 1912, v. 23, № 4; Boring E. G., A history of introspection, «Psychological Bulletin»,
1953, v. 50, № 3.
А. А. Пузырей.

Самон    Самонаблюдение    Самонавалка