Терпандр

Терпандр в Энциклопедическом словаре:
Терпандр - из Антиссы (о. Лесбос) - древнегреческий поэт, певец (1-я пол. 7в. до н. э.), аккомпанировавший себе на кифаре. Ему приписываетсяусовершенствование этого инструмента, создание жанра застольных песен(сколий).

Значение слова Терпандр по словарю Брокгауза и Ефрона:
Терпандр (Τέρπανδρος) — древнегреческий поэт (VIII в. до Р. Х.), уроженец лесбийского города Антиссы (по другим — Кум или Арн), основатель греческой классической музыки и лирической поэзии, эолийской и дорийской. Ему приписывается введение особого вида хоровой лирики — номов, которые исполнялись на праздниках Аполлона, а также усовершенствование лиры, к четырем струнам которой он прибавил еще три. Местом деятельности Т. была Спарта, куда он по указанию дельфийского оракула был призван для подавления народного беспорядка. Здесь он упорядочил дорийскую музыку и получил приз на музыкальном состязании. Предание упоминает также о четырех победах, одержанных им на пифийских играх в Дельфах. В ритмике и метрике Терпандр не дал ничего нового: он предпочитал гекзаметр, хотя в отрывках его стихотворений встречаются и другие размеры, например, удлиненные спондеи и дактилотрохеи. Из произведений Т. древность называет номы (так называемые, по свидетельству Поллукса, эолийский, беотийский, прямой, трохеический, острый, четырехтонный, терпандров и кепионов), прооймии (вступительные мелодии или песни, которыми начиналось то или другое торжество) и сколии (застольные песни). С именем Т. до нас дошло только 15 стихов (см. Bergk, "Poetae lyrici Graeci", I т., Лпц., 1878). Ср. L ö we, "De Т. Lesbii aetate commentatio" (1869); L ü bbert, "De Pindaro nomorum Terpandri imitatore" (Галле, 1885); его же, "De Pindari studiis Terpandreis" (Галле, 1886); Sitzler, "Die Lyriker Eumelus, terpander und Alkman in ihrem Verhältniss zu Homer" (1886). Н. О.

Определение слова «Терпандр» по БСЭ:
Терпандр (Tйrpandros)
(родился 1-я половина 7 в. до н. э., Антисса, остров Лесбос), древнегреческий поэт и музыкант. Жил в Спарте. Сохранились фрагменты поэтических текстов Т. (авторство многих недостоверно). Т. приписывается усовершенствование кифары (был одним из лучших исполнителей), создание жанра религиозной музыки так называемого высокого нома (песнопение в сопровождении кифары, мелодия которого имеет высокую тесситуру; составлен в гекзаметрах), введение инструментальных вступлений к ритуальным песнопениям, использование так называемой миксолидийской тональности, создание жанра застольных песен (сколиев).
Лит.: Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 3 изд., М., 1969, с. 145; Античная литература, под ред. А. А. Тахо-Годи, 2 изд., М., 1973, с. 79. Grjningen В. A. vап, A propos de Terpandre, «Mnemosyne», 1955, ser. 4, v. 8, №3, p. 177-91.

Терофиты    Терпандр    Терпеливо