Мелодия

Значение слова Мелодия по Ефремовой:
Мелодия - 1. Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство; напев.
2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты.

Мелодия в Энциклопедическом словаре:
Мелодия - (от греч. melodia - пение - напев, песня), одноголосно выраженнаямузыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия - ряд звуков,организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определеннуюструктуру. Специфический компонент мелодии - звуковысотная линия.


фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает ираспространяет преимущественно классическую музыку, компакт-диски,кассеты, грампластинки.

Значение слова Мелодия по словарю синонимов:
Мелодия - мотив
напев
голос

Значение слова Мелодия по словарю Ушакова:
МЕЛОДИЯ
мелодии, ж. (греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.

Значение слова Мелодия по словарю Даля:
Мелодия
ж. франц. погудка, устав, уставка, напев, голос, песня; основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков (гармония, созвучье, совместная согласность). Старая погудка на новый лад. Не дорога песня, дорога уставка. Мелодический, к мелодии относящийся: согласный в последовательности звуков; напевный, голосовой. Мелодикон м. род духовых фортепиан. Мелодист, сочинитель, известный приятными напевами своими. Меломания, страсть к музыке. Меломан, -нка, страстный любитель музыки. Мелодрама, драма с музыкою и пением. -тический, -тичный, к ней относящ.: говорят о страстных и потрясающих явлениях, вставляемых в мелодрамы.

Значение слова Мелодия по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мелодия (от греч. melos — пение, m élodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без нее не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без M. — то же, что картина без рисунка. Мелодисткомпозитор, богато одаренный мелодическим талантом, а также любитель М. Н. С.

Определение слова «Мелодия» по БСЭ:
Мелодия - Мелодия (от греч. melodнa - пение, напев, песня, мелодия)
одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. - «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. - линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (например, в выражениях: «М. и сопровождение», «М. и бас»);
смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно М. - «музыкальная мысль»).
М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений.
«Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами; мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.
М. - многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М. - мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель М. - нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: «вершина - источник»)
и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:
Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста», ария Марфы.

Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:
16/1601126.tif
Ты, река ль, моя реченька (свадебная).
Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:
16/1601127.tif
Коммунио. Тон III.
Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. М. мастеров древнерусского певческого искусства - ценное культурное достояние русского народа.
16/1601128.tif
Степенна знаменного распева. Глас 6.
Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.
Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной М.:
С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.
Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, «Музыкальное образование», 1927, № 1/2, 3/4; Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931; Мазель Л., О мелодии, М., 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. - Z
ьrich - L., 1956; Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.
Ю. Н. Холопов.


Мелодия - Мелодия («Мелодия»,)
всесоюзная фирма граммофонных пластинок министерства культуры СССР. Основана в 1964, осуществляет руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе
«М.» (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для производства грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют исторические фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте; заводы в гг. Апрелевке Московской области (Апрелевский ордена Ленина завод - крупнейшее предприятие фирмы, основан в 1910, выпускает ежегодно около 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте; дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно
«М.» выпускает до 1,2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам «Кругозор», «Колобок» и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190-200 млн. экземпляров и около 1 млн. компакт-кассет (1973).
«М.» издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2-3 года) и ежеквартальные - новых записей. Грампластинки и записи «М.» экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи «М.» отмечены международными премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись.
В. И. Пахомов.

Мелодичный    Мелодия    Мелодрама