Стравинский

Стравинский в Энциклопедическом словаре:
Стравинский - Игорь Федорович (1882-1971) - российский композитор и дирижер.Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем постоянно жил за рубежом,с 1939 в США (с 1945 гражданин США). Ранние балеты - ''Петрушка'' (1911),''Весна священная'' (1913) - связаны с русским фольклором, обрядностью.Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановостиотличается целостностью и органической связью с традициями русскоймузыкальной культуры. Оперы ''Соловей'' (1914), ''Мавра'' (1922), ''Похождениеповесы'' (1951), хореографическая кантата ''Свадебка'' (1923), пантомима спением ''Байка про лису, петуха, кота да барана'' (1916), балеты ''Жар-птица''(1910, 2-я редакция 1945), ''Орфей'' (1947), ''Агон'' (1957), ''Симфонияпсалмов'' (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948) и др.


Федор Игнатьевич (1843-1902) - российский певец (бас), С 1876в Мариинском театре. Представитель реалистического исполнительскогоискусства, создатель разнохарактерных образов.

Определение слова «Стравинский» по БСЭ:
Стравинский - Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, - 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 - самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900-05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом.
«Фантастическое скерцо» и фантазия «Фейерверк» для оркестра (1908) - первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев - организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу:
«Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939-45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.
В начале творческого пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с
«Весной священной» - хореографическая кантата «Свадебка» (1914-1923, «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского»). С. обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера - яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом
«История солдата - сказка о беглом солдате и чёрте» (1918). Здесь, как и в другой балетной пантомиме с пением «Байка про лису...» (1916), использован сюжет русской народной сказки. С. установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.
В балете с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка - инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя С. утверждал:
«Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе» («Комсомольская правда», 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 - начала 50-х гг. - опера- оратория
«Царь Эдип» (1927), балет-аллегория «Поцелуй феи» (1928; использованы мелодии Чайковского), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет
«Орфей» (1947), опера «Похождения повесы» (1951).
В конце 40-х - 50-х гг. творческая манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается - главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата
«Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), балет «Агон» («Состязания», 1957), «Заупокойные песнопения» («Requiem canticles», 1966) и др. Последнее произведение С. - обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).
С. принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: «Хроника моей музыкальной жизни»
(1963), «Диалоги» (1971).
Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. С., И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. - М., 1974.
М. С. Друскин.
И. Ф. Стравинский.


Стравинский - Федор Игнатьевич [8(20).6.1843, Речицкий уезд Минской губернии, - 21.11(4.12).1902, Петербург], русский певец (бас).. В 1869 окончил Нежинский юридический лицей, в 1873 - Петербургскую консерваторию по классу К. Эверарди. В 1873-76 пел на киевской сцене, с 1876 - в Мариинском театре. Деятельность С. - яркая страница в истории русского реалистического исполнительского искусства. Певец боролся с оперной рутиной, большое внимание уделял драматической стороне исполнения (мимике, жесту, сценическому поведению, гриму, костюму). Создал разнохарактерные образы: Ерёмка, Олоферн
(«Вражья сила», «Юдифь» Серова), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Голова («Майская ночь» Римского-Корсакова), Мамыров («Чародейка» Чайковского), Мефистофель
(«Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто) и др. Мастерски исполнял характерные эпизодические роли. Выступал в концертах.
Лит.: Богданов - Березовский В., Ф. Стравинский, М. - Л., 1951; Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.

Страбон (64/63    Стравинский    Стравливание