Концерт

Значение слова Концерт по Ефремовой:
Концерт - 1. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров.
2. Крупное музыкальное произведение, написанное для одного (или нескольких) солирующих инструментов с оркестром.
3. перен. Громкое пение птиц, разнообразные звуки, издаваемые множеством животных и т.п.

Значение слова Концерт по Ожегову:
Концерт - Музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструменто в и оркестра


Концерт Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографичесикми, декламационными и другими номерами)

Концерт в Энциклопедическом словаре:
Концерт - (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат.concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже)нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольнаяпартия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3 частей(сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра,для оркестра без солистов, концерты для хора.2) Публичное исполнениемузыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают такжеконцерты литературные, хореографические, эстрадные.


наименование операции советских партизан 19.9 - конец октября1943 во время Великой Отечественной войны по выводу из строяжелезнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территорииБелоруссии, Карелии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской и Калининскойобл., а также Крыма.

Значение слова Концерт по словарю Ушакова:
КОНЦЕРТ, концерта, м. (ит. concerto). 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт. (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз.). Концерт для скрипки. 3. перен. Согласованные выступления нескольких государств (книжн., газет.). Концерт великих держав. Европейский концерт. кошачий концерт (разг. шутл.) - 1) завывание котов; 2) перен. нестройный, дикий шум, крики (с целью досадить кому-н.). Школьники устроили кошачий концерт нелюбимому педагогу.

Значение слова Концерт по словарю Даля:
Концерт
м. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помоции хора, оркестра. Концертант м. музыкальное сочиненье меньшего объема и на меньшее число исполнителей, а впрочем, в роде концерта. Концертный, к концерту относящ. Концертист м. -тка ж. кто пишет или кто дает концерты.

Значение слова Концерт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Концерт (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (t u tti) получает самостоятельное значение. К., в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. К. состоит обычно из 3-х частей (крайние части — в быстром движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли (см.) считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты, называется концертино. К. называется также публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). К. называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. Н. С.

Определение слова «Концерт» по БСЭ:
Концерт - Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto - состязаюсь)
музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2-4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют Кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла.
Типические черты К. - блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. полифонического склада возник в Италии на рубеже 16-17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в конце 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная Каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития в К. для фортепиано с оркестром, К. для скрипки с оркестром,
«тройной» К. для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К. - «виртуозный», в котором господствует инструментальное «концертирование», и «симфонизированный» с преобладанием симфонического типа развития. В 19- 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К. - малой формы (концертштюк, Концертино) и более развитый, подобный симфонической поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фортепиано с оркестром). Яркие образцы фортепиано концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного - Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного - А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали русские композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. советских композиторов - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Советские композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для народных инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.
Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Sobering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, 2. Aufl., Lpz., 1927.
Л. Н. Раабен.


Концерт - публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К. - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения - Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Москонцерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистических странах - частные предприниматели (импресарио, менеджеры).
Концерт - Концерт («Концерт»,)
условное наименование операции советских партизан 19 сентября - 1 ноября 1943 во время Великой Отечественной войны 1941-45. Операция проводилась на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской областей, Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 км. Она была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отдельные отряды, всего свыше 120 тыс. человек); руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Задачей операции
«К.» являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.
В связи с ухудшением метеорологических условий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Однако часть партизанских бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по вражеским коммуникациям. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Немецко-фашистское командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе
«К.» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. мост, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили свыше 53 тыс. гитлеровцев, Операция «К.» вызвала серьёзные осложнения в перевозках немецко-фашистских войск; пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%. Это значительно затруднило немецко-фашистскому командованию осуществление маневра своими силами и оказало большую помощь наступающим советским войскам. Операция
«К.» активизировала борьбу советского народа против фашистских захватчиков на оккупированной территории; в её ходе усилился приток местного населения в партизанские отряды.
Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Липило П. П., КПБ - организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.
В. Н. Андрианов.

Концерн Транснациональный    Концерт    Концертант