Мендельсон
Мендельсон в Энциклопедическом словаре:
Мендельсон - (Mendelssohn) Мозес (1729-86) - немецкий просветитель,философ-идеалист; популяризатор школы Лейбница - Х. Вольфа, защитникверотерпимости.
(Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-47)-
немецкий композитор, дирижер, пианист и
органист. Основатель первойнемецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии (в т. ч. ''Итальянская'',1833; ''Шотландская'', 1842), симфоническая
увертюра ''Фингалова пещера''(1832),
музыка к пьесе У. Шекспира ''Сон в летнюю
ночь'' (1825), концертыдля скрипки, для
фортепиано с оркестром,
''Песни без слов'' (1845) дляфортепиано, оратории и др.
Определение слова «Мендельсон» по БСЭ:
Мендельсон (Mendelssohn)
Мозес (6.9.1729, Дессау, - 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу
«Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики английского поэта А. Попа. М. принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов школы Лейбница - Х. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога
(«Morgenstunden», 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница морально-теологическое доказательство («Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811). М. требовал веротерпимости и свободы религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. Спор между М. и Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в которой приняли участие многими немецкие философы того времени.
Соч.: Gesammelte Schriften. Jubilдumsausgabe, [Bd 1-16], В., 1929; Schriften zur Philosophie, Дsthetik und Apologetik, Bd 1-2, Hildesheim, 1968; в рус. пер. - Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806.
Лит.: Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; Kayserling М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, B., 1932; Nаdor G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969.
Т. М. Румянцева.
Мендельсон - Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб
Людвиг Феликс (3.2.1809,
Гамбург, - 4.11.1847,
Лейпциг), немецкий
композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил
широкое музыкальное и
общее образование. Рано начал
играть на
фортепиано, скрипке и
сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера,
который познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском
университете, много путешествовал по европейским странам.
Выступая в концертах как
пианист, дирижёр и композитор, М.
быстро завоевал
успех и
признание. В 1829 по его
инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине
«Страсти по Матфею» И. С. Баха, послужившие началом «возрождения» баховской вокальной музыки в 19 в.
Пребывание в Италии (1830) обогатило М. художественными впечатлениями и отразилось на его
творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в том числе с Ф. Листом;
особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в
Германию, жил в
Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском музыкальном празднестве, выступал
также в Кельне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил
начало т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта
первая в Германии
консерватория, получившая большую
известность в стране и за её пределами; в ней М. вёл
класс композиции.
М. - композитор-романтик умеренного
направления, не порывающий с классическими традициями,
тонко и
гармонично ощущающий природу,
фантастику, национально-поэтические образы, но
далёкий от бунтарства и
порывистой мятежности. М. написал множество
произведений в различных жанрах.
Среди оркестровых
сочинений выделяются
программные увертюры:
«Сон в летнюю ночь» (1826), «Морская тишь и
счастливое плавание» (1828), «Фингалова пещера» (или «Гебриды», 2-я редакция 1832), «Сказка о
прекрасной Мелузине» (1833), «Рюи Блаз» (1839). Из 5 симфоний М. наиболее значительны
«Итальянская» и
особенно «Шотландская»,
навеянные путешествиями юности, но завершенные
позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл
концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический,
цельный и пластичный. В области
концертной музыки
важное место заняли и 2 концерта М. для фортепиано (1831, 1837). Среди сочинений для фортепиано наиболее популярны
одночастные пьесы
(рондо), вариации
(«Серьёзные вариации», 1841, и др.) и особенно «Песни без слов» (8
тетрадей, 1832-45) - 48 миниатюр
(порой программных по замыслу), представляющих
собой широкий цикл характерных для М. образов и
настроений, воплощённых в классически
стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фортепиано приёмов,
однако доступны и в домашнем
музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художествеными достоинствами обладает
музыка М. к комедии
«Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842) - тонкое романтическое
преломление сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории «Павел» (1836) и «Илия» (1847), в которых
автор развил традиции Г. Ф. Генделя.
Музыка М. оказала
заметное влияние на творчество современных ему композиторов;
впоследствии, однако,
подражатели М. составили
консервативное академическое направление. В 1874-77 в Лейпциге издано Полное
собрание соч. М. (36 тт.).
Соч.: Briefe einer Reise durch Deutschland, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zьrich, [1958].
Лит.: В-ва О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ. [1903];
Иванов-Борецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Дамс В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди.
Жизнь и
деятельность в свете собственных
высказываний и
сообщений современников, [пер, с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972].
Т. Н.
Ливанова.
Мендельзон
Мендельсон
Менделя Законы