Огонь

Значение слова Огонь по Ефремовой:
Огонь - 1. Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении; пламя. // Что-л. горящее, зажженное.
2. перен. разг. Повышенная температура тела; жар.
3. перен. Внутреннее горение, страсть.
4. Свет от осветительных приборов или от чего-л. горящего.
5. перен. Боевая стрельба.

Огонь в Энциклопедическом словаре:
Огонь - в истории культуры первоначально использовался природный огонь(следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохипозднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканиемискр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек - припомощи огнива. Многим народам известен культ огня.

Значение слова Огонь по словарю Символизма:
Огонь - Символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, пневмы, вздоха жизни; воодушевление и просвещение. Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души. Пламя покидает тело в момент смерти. Огонь и пламя - типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой - демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх. Разжигание огня равносильно рождению, воскресению, а в примитивных культурах - сексуальному воспроизведению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня. Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они - Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов. Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни. В мире овощей огонь представлен семенем горчицы. Огонь и ветер - проявления вулканических богов. Огонь домашнего очага - центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия. В алхимии огонь - центральный стабилизирующий и унифицирующий элемент. Действие начинается огнем и кончается огнем (ибн Бишрун). В вигваме у американских индейцев огонь занимает сакральное, центральное место, это место расположения Великого Духа; помимо всего прочего, огонь является посредником между Богом и человеком. У ацтеков огонь - это ритуальная смерть, выкуп и наказание. В буддизме огонь олицетворяет мудрость, сжигающая всякое невежество. Огненная колонна является неиконическим символом Будды. Огонь пожирает, а вода очищает. У китайцев пламя означает присутствие божества. Огонь - это опасность, раздражение, свирепость, скорость, но в качестве духовной силы он солярен, ян. Соединенный с принципом воды инь, огонь символизируется триграммой - - , в которой снаружи имеются линии ян, а внутри пустота инь. В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. Языки огня означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского. У египтян огонь связан с Тотом как вдохновением. В греко-римской культуре огонь - атрибут всех вулканических богов-кузнецов и богов грома, таких как Гефест (Вулкан), олицетворяющих силу земного огня; кроме того, является эмблемой богини печи Весты; связан с Гермесом (Меркурием) как вдохновение. Богиня печи Гестия (Веста) была госпожой огня (Еврипид). У евреев огонь означает божественное откровение и глас Божий. Господь Бог твой есть огнь пожирающий. У индусов огонь - трансцендентный свет и знание, жизненная энергия мудрости. Огонь также идентифицируется с силами разрушения, освобождения и восстановления, послушными Шиве. Колонна пламени и вздымающийся дым ведического бога огня Агни олицетворяет ось мира. Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные мехи; рожден от дерева. На ведическом огненном алтаре зажигаются три огня на Юге, на Востоке и на Западе, олицетворяющие Солнце и Небо, эфир и ветры, и Землю. Черный, ужасающий - аспект огня символизируется Кали (Дургой), которая является также всепожирающим Временем; обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты ее мужа Шивы: трезубец, меч, барабан и сосуд с кровью. Разжигание огня - это воспроизведение акта творения, интеграции и воссоединения посредством жертвоприношения. Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения. Огонь как жизненное пламя - это Кришна: Я огонь, помещенный в телах всех живущих (Бхагавад Гита). В иранской мифологии огонь был Священным Центром персидского храма, местом божества и Божественным Светом в душе человека. Это также сила Солнца, символизируемая Атаром, божественным огнем в Небесах и в дереве. Он также ассоциируется с законом и порядком. В зороастризме семя человека и быка имеют источником огонь, а не воду. В исламе огонь и пламя - это свет и жара, божество и преисподняя. У пифагорейцев огонь ассоциируется с тетраэдром, поскольку является первым элементом, а тетраэдр - первой фигурой в геометрии. В шумеро-семитской мифологии Мардук был богом огня, дожигающим врагов пламенем.

Значение слова Огонь по словарю синонимов:
Огонь - пламя
огнь
полымя


пламя (пламень)
пыл
жар

Значение слова Огонь по словарю Ушакова:
ОГОНЬ
огня, м. 1. только ед. Раскаленные светящиеся газы, отделяющиеся от горящих предметов; пламя. Сильный о. вздуть о. (см. вздуть). развести огонь (см. развести). Разогреть что-н. на огне. ? То же, как источник пожара. Страхование от огня. 2. мн. редко. Освещение, свет осветительных приборов (электричества, лампы, свечи и т.п.; разг.). Я вспомнила праздники, наши, огнями горящую залу, цветы. Некрасов. Зажечь огонь. Погасить огонь. Работать при огне. В окнах виден огонь. 3. Светящийся предмет, светящаяся точка. Вдали показался огонь паровоза. Станционные огни. 4. только ед. Стрельба ружейная или артиллерийская (воен.). Беглый огонь. Ураганный огонь. Артиллерийский огонь. Открыть огонь по чему-н. ? перен. Нападение, атака, борьба с чем-н. (нов.). Беспощадный о. большевистской самокритики. 5. только ед., перен. Страсть, пыл, жар. В крови горит огонь желанья. Пушкин. Глаза горят огнем.

Определение слова «Огонь» по БСЭ:
Огонь - Древнейшие следы применения О. найдены при раскопках стоянок Синантропов и неандертальцев. Вначале, видимо, использовали природный О., возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Искусственное добывание О. относится к гораздо более позднему времени - вероятно, началу верхнего Палеолита. Известно несколько древних способов добывания О.: скобление, сверление и пиление, основанные на трении 2 кусков древесины друг о друга, высекание искр из кремня. Последний способ с начала железного века был усовершенствован при помощи огнива и применялся до изобретения в 19 в. фосфорных спичек. Овладение О.
«...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 20, с. 117). Вначале О. использовали для защиты от холода и хищных зверей, для освещения, приготовления пищи. О., видимо, сыграл также значительную роль в формировании и упрочении социальных связей внутри первобытной орды: во-первых, поддержание О. требовало от членов орды непрерывающихся согласованных коллективных действии; во-вторых, костер, очаг были тем центром, вокруг которого происходила вся жизнедеятельность первобытного коллектива. Впоследствии люди научились применять О. для различных технических целей: при добыче кремня и обработке дерева, для обжига глины и пр. В религиозных воззрениях и мифологии многих народов мира О. занимал важное место.
Лит.: Анучин Д. Н., Открытие огня и способы его добывания, 2 изд., М. - Л.,1926; Борисковский П. И., Освоение огня, в сборнике: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры, 1940, в. 6; Поршнев Б. Ф., О древнейшем способе получения огня,
«Советская этнография», 1955, № 1.
В. М. Бахта.


Огонь - всех видов оружия, средство для уничтожения противника в бою на суше, на море и в воздухе. Сила О. заключается в его эффективности (результативности) и возможности своевременного и быстрого осуществления маневра. Эффективность О. достигается его меткостью, массированием, внезапностью применения, умелым управлением. Маневр О. заключается в переносе его с одних целей на другие для последовательного или одновременного их поражения и в сосредоточении огня различных видов оружия по важнейшим целям или участкам. Различают О. артиллерии (в т. ч. реактивной, зенитной и корабельной), танков, стрелкового и др. видов оружия. Артиллерия применяет следующие виды огня: огонь по отдельной цели, сосредоточенный огонь, Огневой вал, Последовательное сосредоточение огня, Неподвижный заградительный огонь, Подвижный заградительный огонь, массированный огонь. Зенитная артиллерия по наиболее важным воздушным целям применяет сосредоточенный и заградительный О. По степени наносимого поражения артиллерия применяет: О. на уничтожение (цель полностью теряет свою боеспособность), О. на подавление (цель временно лишается боеспособности, ограничивается маневр, нарушается управление), О. на разрушение оборонительных сооружений (приведение их в негодность для дальнейшего использования).
Артиллерия ведёт О. одиночными выстрелами, взводными и батарейными очередями, методический О. (с назначенными промежутками времени между выстрелами), беглый (выстрелы следуют один за другим возможно быстрее), залповый (все орудия батареи или дивизиона производят выстрелы одновременно по команде). Из стрелкового оружия О. ведется из карабинов (винтовок) одиночными выстрелами, из автоматов) короткими и длинными очередями и одиночными выстрелами, из пулемётов) короткими и длинными очередями и непрерывный. О. отделением, взводом, а иногда и ротой, открываемый одновременно по команде командира, называется залповым, применяется по скученным боевым порядкам противника для отражения его атаки. По направлению О. из стрелкового оружия и орудий бывает фронтальный (направленный к фронту цели), фланговый (во фланг цели), перекрестный (ведётся по одной цели не менее чем с 2 направлений). О. из пулемётов, отдельных орудий, танков, открываемый внезапно с близких дистанций в одном определённом направлении, называется кинжальным.
Г. М. Шинкарёв.

Огонёчек    Огонь    Огораживание