Культ

Значение слова Культ по Ефремовой:
Культ - 1. Религиозное служение божеству. // Совокупность религиозных обрядов.
2. Восхищенное преклонение перед кем-л., чем-л., почитание кого-л., чего-л. // Предмет такого преклонения, почитания.

Значение слова Культ по Ожегову:
Культ - Преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чегон. Lib


Культ Служение божеству и связанные с этим действия, обряды

Культ в Энциклопедическом словаре:
Культ - (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечьк их совершителям божественной ''силы'' (т. н. таинства).2) Чрезмерноевозвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).

Значение слова Культ по словарю синонимов:
Культ - поклонение
обожествление

Значение слова Культ по словарю Ушакова:
КУЛЬТ, культа, м. (латин. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный Культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. Служители культа (офиц. нов.) - духовенство.

Определение слова «Культ» по БСЭ:
Культ - религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами К. являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под К. понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм).
Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологические объекты (К. богочеловека), жреческие функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как
«К. силы», «К. успеха», «К. человека», «К. разума» и др.
Первоначальные формы К. несомненно представляли собой непосредственные магические действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвы - одно из важных проявлений К. - развились из колдовских заклинаний - заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.
Употребление различных священных предметов и изображений в К. - икон, церковных сосудов и др. утвари - восходит своими истоками к Фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъестественную силу. Например, в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).
Лит. см. при ст. Религия.
С. А. Токарев.

Кульсум    Культ    Культ Предков