Жертвоприношение

Значение слова Жертвоприношение по Ефремовой:
Жертвоприношение - 1. Обряд принесения жертвы божеству.
2. Тот, кто или то, что приносится в жертву.

Значение слова Жертвоприношение по Ожегову:
Жертвоприношение - Обряд принесения жертвы божеству

Жертвоприношение в Энциклопедическом словаре:
Жертвоприношение - часть религиозного культа, приношение богам, духамдаров, заклание животных (иногда людей) и др.

Значение слова Жертвоприношение по словарю Ушакова:
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
жертвоприношения, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать жертвоприношение.

Определение слова «Жертвоприношение» по БСЭ:
Жертвоприношение - существенная часть религиозного культа; заключается в приношении даров различным духам, обожествленным предметам, богам, святым и прочее. Происхождение Ж. объяснялось учёными по-разному: одни связывали его возникновение с обычаем кормления умерших (австралийский этнограф Б. Спенсер), другие с традициями задабривания и умилостивления духов (английский этнограф Э. Тайлор), совместных родовых трапез (шотландский учёный Р. Смит), с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Ж. - очень сложное явление, и корни его разнообразны. Древнейшие формы Ж.: кормление покойников и кормление фетишей (см. Фетишизм), умилостивительное и искупительное Ж., жертва первинок (обрядовое снятие Табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.). С зарождением общественного неравенства, в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах профессиональные служители культа требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи
«вкладов», пожертвований и пожалованийдревности в пользу храмов, позднее - церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, например, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви. В истории всех религий известны самые разнообразные формы Ж. - от простейших и невинных
(«брызгание» или «возлияние» в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих Ж. у ряда древних народов и «гекатомб» (заклание 100 быков) в античном мире. Особо изуверскими формами Ж. были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в царской России). Разновидностью Ж. можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы Ж. - символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки Ж. в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.
Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-4, М., 1928; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936.
С. Л. Токарев.

Жертвоприносительный    Жертвоприношение    Жеруха