Эмблема

Значение слова Эмблема по Ефремовой:
Эмблема - Предмет или изображение предмета как символ, выражающий какую-л. идею, какое-л. понятие.

Значение слова Эмблема по Ожегову:
Эмблема - Условное изображение какого-нибудь понятия

Эмблема в Энциклопедическом словаре:
Эмблема - (от греч. emblema - рельефное украшение) - условное илисимволическое изображение какого-либо понятия, идеи (напр., эмблемыразличных родов войск).

Значение слова Эмблема по словарю Ушакова:
ЭМБЛЕМА
эмблемы, ж. (греч. emblema - вставка) (книжн.). Предмет, изображение, условно обозначающие какое-н. понятие, какую-н. идею. Якорь - эмблема надежды.

Значение слова Эмблема по словарю Даля:
Эмблема
ж. греч. символ, аллегорическое изображенье; представительство, иносказанье. -матическая картина.

Значение слова Эмблема по словарю Брокгауза и Ефрона:
Эмблема (греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорьнадежда, змея, кусающая свой хвост,вечность, кадуцей Меркурия — торговля, лира — музыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. — условный знак, ее заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем Э.: это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому "Ночь" Микель-Анджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" — нe Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI — XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь. А. Горнфельд.

Определение слова «Эмблема» по БСЭ:
Эмблема (от греч. emblema - вставка, выпуклое украшение)
условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь - Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле - символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом и более подробным дидактическим текстом; образец характерного для культуры Маньеризма и Барокко жанра литературно-художественной эмблематики. Специальные сборники Э., метафорически поясняющих самые различные богословские, политические и этико-бытовые понятия, пользовались широкой популярностью во 2-й половине 16-18 вв. и оказали значительное воздействие на литературу, а также изобразительное и декоративно-прикладное искусство этой эпохи.
Лит.: Морозов А. А., Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени, в сборнике: Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII в., Л., 1974; его же, Эмблематика, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI. und XVII. Jahrhunderts, Stuttg., 1967.
«Любовь - властолюбивейшее чувство». Эмблема из книги А.Альчати «Emblematum liber». 1531.


Эмбден   
Эмблема   
Эмблематика