Веер

Значение слова Веер по Ефремовой:
Веер - 1. Небольшое ручное - обычно складное - опахало, в раскрытом виде имеющее форму полукруга.
2. То, что формой напоминает такой предмет.

Значение слова Веер по Ожегову:
Веер - Небольшое, обычно складное опахало, раскрывающееся полукругом


Веер То, что имеет форму полукруга, усеченного с боков и книзу

Веер в Энциклопедическом словаре:
Веер - небольшое ручное, обычно складное опахало, в развернутом видеимеющее форму полукруга, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева(нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой). Складнойвеер, впервые появившийся в Японии и Китае, составлялся из отдельныхпластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части - тонкойтканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип веерапоявился затем в Зап. Европе, а потом, в 18 в., в России. Былазаимствована не только форма веера, нередко изготовленного из драгоценныхматериалов, но и его особый ''язык'', на котором дамы и кавалеры 18 в. велисвоеобразный диалог -меняя его положение, открывая или закрывая частично ит. п.

Значение слова Веер по словарю Символизма:
Веер - Как предмет, создающий движение воздуха, символизирует дух, власть и достоинство. Его конструкция - расширение от точки заклепки - олицетворяет непрерывно расширяющийся жизненный опыт человека. Сложенный веер символизирует фазы луны и женскую изменчивость. Обмахивание веером отгоняет злые силы. У африканских народов веер является символом королевского достоинства; у китайцев символизирует власть, царское достоинство, силу воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств и достоинство мандарина. Осенний веер - это покинутая жена. У индусов веер - атрибут ведического бога огня Агни, а также Вишну; в японской мифологии - символ власти и силы. Веер из белых перьев олицетворяет силу ветров. В даосизме он связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и ухода в область бессмертных. Эмблема одного из даосских гениев Чунг Ли Чуаня.

Значение слова Веер по словарю Ушакова:
ВЕЕР, веера, мн. веера, м. (чешск. vejir от нем. Facher). Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады.

Значение слова Веер по словарю Даля:
Веер
веерный, см. веять.

Определение слова «Веер» по БСЭ:
Веер - опахало, известен с древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Первоначально В. служили листья пальм, лотосов и др. Форму листьев в дальнейшем приняли В. плетёные (распространены в Полинезии, Индонезии, у народов Южной Америки, Африки и др.), деревянные, металлические и В. из ткани или бумаги, натянутой на твёрдую раму. Последние особенно характерны для Японии и Китая, где В. являлся важнейшей принадлежностью быта, религиозных и придворных церемоний; позднее там появились складные В. (из отдельных пластинок, которые скреплены у основания штифтом, а в верхней части соединены лентой, тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенными дугообразно и позволяющими раскрывать В. до формы полукружия).
Этот тип В. был перенесён в Европу (где ранее преобладали В. твёрдые и из перьев) и получил наибольшее распространение в 17-19 вв. во всех европейских странах. Наряду с простыми В., употреблявшимися в повседневном быту, создавались нарядные, часто высокохудожественные В. из ценных материалов (слоновой кости, панциря черепахи, перламутра, драгоценных металлов, страусовых перьев, шёлка, кружев и др.), украшенные тончайшей резьбой, инкрустацией, эмалью, драгоценными камнями, вышивкой, росписью. В создании уникальных В. участвовали известные художники (например, ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре во Франции) и ювелиры. Материал и характер украшения В. менялись в соответствии со сменой эпох, стилей и моды.
Лит.: Тройницкий С. Н., Каталог вееров XVIII века, П., 1923; Percival М. I., The fan book, L., 1920: The fan. Catalogue of an exhibition held in Copenhagen. 1957, under auspices of Societeten Haandarbejdets Fremme..., [Cph., 1957].
Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.

Французский кружевной веер с пластинками из золота с прорезным узором и из перламутра с золотой инкрустацией. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Китайский складной веер из ажурных серебряных пластин с позолотой. 19 в.

Веер из пальмового листа. Острова Фиджи. Этнографический музей. Берлин.

Русский складной веер с изображением Большого дворца в Царском Селе. Около 1750. Эрмитаж. Ленинград.

Китайский складной веер с изображением бытовых сцен. Пластинки серебряные с эмалью. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

Русский складной веер с изображением Чесменского боя (художник Г. И. Козлов). Пластинки из золота. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Вьетнамский плетёный веер. Этнографический музей. Берлин.


Веер - Веер (военный)
1) В. батареи, взаимно согласованное направление стволов нескольких орудий (миномётов, боевых машин), расположенных на одной огневой позиции для стрельбы по одной цели. При подготовке батареи к стрельбе строится параллельный В., при котором оси каналов стволов всех орудий устанавливаются параллельно оси канала ствола основного орудия (миномёта, боевой машины). В зависимости от направления осей каналов стволов (направляющих) по отношению друг к другу В. может быть параллельным, сходящимся или расходящимся. 2) В. разрывов батареи, совокупность разрывов снарядов (мин) нескольких орудий (миномётов, боевых машин), расположенных на одной огневой позиции. Пристрелка цели ведётся при параллельном В. батареи. Стрельба на поражение в зависимости от ширины цели ведётся при сосредоточенном В. батареи (все орудия направлены в одну точку) или при В. батареи по ширине цели.
И. Т. Соловьев.

Ведьмовство    Веер    Веерный