Язык



Значение слова Язык по Ефремовой:
Язык - 1. Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, способствующий захватыванию, пережевыванию и т.п. пищи. // Такой орган как орган вкуса. // Такой орган, участвующий в образовании звуков речи (у человека).
2. Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа (обычно коровьего или свиного).
3. перен. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.
4. перен. разг. Название того, что имеет удлиненную, вытянутую форму.
1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. // Такая система как предмет изучения или преподавания.
2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. // Манера выражения, свойственная кому-л.
3. Способность говорить, выражая словесно свои мысли.
4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. // То, что выражает или объясняет собою что-л.
1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения.
2. устар. Проводник, переводчик.
Народ, народность, нация.

Значение слова Язык по Ожегову:
Язык - Речь, способность говорить
Язык Такой орган животного как кушанье
Язык Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль 1 N3
Язык Народ, нация
Язык Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
Язык То, что выражает, объясняет собой что-нибудь
Язык О чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму
Язык Металлический стержень, производящий звон ударами о стенки
Язык Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
Язык Пленный, захваченный для получения нужных сведений
Язык Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции

Язык в Энциклопедическом словаре:
Язык - естественный язык, важнейшее средство человеческого общения.Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством храненияи передачи информации, одним из средств управления человеческимповедением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессесовместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновениечленораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развитиячеловека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мираразличаются строением, словарным составом и др., однако всем языкамприсущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка(напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др.Язык изменяется во времени (см. Диахрония), может перестать использоватьсяв сфере общения (мертвые языки). Разновидности языка (национальный язык,литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную рольв жизни общества...2) Любая знаковая система, напр. язык математики, кино,язык жестов. См. также: Искусственные языки, Язык программирования...3) Тоже, что стиль (язык романа, язык газеты).
в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (урыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует взахвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). На языкерасположены вкусовые рецепторы.

Значение слова Язык по Психологическому словарю:
Язык - Язык - система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

Значение слова Язык по Логическому словарю:
Язык -  — знаковая система, используемая для целей коммуника­ции и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом язы­ке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значе­ние языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы. Все языки могут быть разделены на естественные, искус­ственные и частично искусственные. Первые возника­ют спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для к.-л. специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частич­но искусственным. Характерной особенностью искусственных язы­ков является однозначная определенность их словаря, правил обра­зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто­ричны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним. По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны («прин­цип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зре­ния язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире. Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на пре­увеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков. Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысло­вой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием челове­ческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, по­лучаемую с помощью языка. Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К раз­личным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реали­зации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного по­знания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного ап­парата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», при­нимавшегося К. Айдукевичем. Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в по­знании. Язык есть необходимый инструмент отображения челове­ком действительности, оказывающий влияние на способ ее воспри­ятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ поста­новки вопросов относительно действительности и получения отве­тов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фак­тором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения. Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошиб­ки, проистекающие из неправильного употребления и несовершен­ства естественного языка, и призывали к осторожности в пользова­нии им. Наиболее радикальные из них требовали создания некото­рого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утвержде­ния, что язык является единственным или во всяком случае наибо­лее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в   том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической филосо­фии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену от­дельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм); второе уделяет основное внимание исследо­ванию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм). Анализ языка не является, однако, единственной задачей фило­софии и не может быть сведен к прояснению его логической струк­туры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблема­тика языка.

Значение слова Язык по словарю синонимов:
Язык - стиль
слог

Значение слова Язык по словарю Ушакова:
ЯЗЫК, языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. Язык не лопатка, знает что сладко. Поговорка. И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык. Пушкин. Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. Некрасов. || Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык. 2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли,

Значение слова Язык по словарю Даля:
Язык
м. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун; рыбий, тумак; змеиный, жало, вилка; песий, лопата; кошачий, терк


Языги Язык Язык Логики

Добавить значение слова Язык в избранное

Правовая информация