Образ

Значение слова Образ по Ефремовой:
Образ - 1. Внешний вид, облик кого-л., чего-л. // Подобие кого-л., чего-л. // устар. Изображение.
2. Живое, наглядное представление о ком-л., чем-л. // То, что видится, грезится, кажется в воображении. // Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности.
3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. // Наглядное изображение какого-л. явления через другое, более конкретное; сравнение, уподобление. // Созданный художником обобщенный характер, тип.
4. Вид, порядок, склад чего-л.
5. устар. Способ, прием.


Икона.

Образ в Энциклопедическом словаре:
Образ - в психологии - субъективная картина мира, включающая самогосубъекта, других людей, пространственное окружение и временнуюпоследовательность событий.2) Образ художественный - категория эстетики,средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественногопроизведения.

Значение слова Образ по Психологическому словарю:
Образ - Образ - субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий - по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Значение слова Образ по словарю Ушакова:
ОБРАЗ, образа, мн. образа, м. То же, что икона.


ОБРАЗ, образа, мн. образы, м. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма. Гончаров. Напьется он там до звериного образа, - что хорошего? А. Острвскй. Потерять образ человеческий. ? Изображение (устар.). Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. Крылов. 2. Живое, наглядное представление о ком-чем-н. Ощущение есть субъективный образ объективного мира... Ленин. Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Пушкин. Светлые образы будущего. Максим Горький. ? То, что видится, кажется, грезится, представляется воображению (книжн.). Полуночные образы реют. Фет. 3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Белинский. 4. Созданный художником или актером характер, тип. Образ Чичикова. Образ Гамлета. Образ Пушкина в картинах Репина. средство (заменяя наречие, соответствующее этому прилагательному). Протестовать самым решительным образом (т.е. решительно). Надлежащим образом. Обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом. Пушкин. Надул самым бессовестным образом. Тгрнв. ? В той же форме, в сочетании с нек-рыми прилагательными и местоимениями служит для образования вводных слов и наречий, значение к-рых зависит от знач. определения. Главным образом (преимущественно). Некоторым образом (как-то). Равным образом (одинаково). Никоим образом (совсем не, никак). Каким образом? (как?). Таким образом (так.). Обстоятельство образа действия (грам.) - второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: как? каким образом? По образу пешего хождения (фам. шутл.) - пешком. По образу и подобию чьему (ритор. устар. и шутл.) - по какому-н. образцу, беря в пример кого-что-н. рыцарь печального образа - см. рыцарь.

Значение слова Образ по словарю Брокгауза и Ефрона:
Образ (лик) Иисуса Христа — И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений — О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце; которым И. Христос отер лицо свое; он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. в первый раз встречается во второй половине V в. у армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Фаддея", появившихся "незадолго перед тем"; в церкви греческой оно появилось в первый раз у церковного историка Евагрия (в середине VI в.). Иоанн Дамаскин сообщает, что сам видел нерукотворный О. в Эдессе, и подробно его описывает. В 944 г. О. из Эдессы был перенесен в Константинополь и описан императором Константином Порфирородным. С XIII в. судьба эдесского О. неизвестна. Некоторые говорят, что он в XIII в. был похищен из Константинополя крестоносцами и отправлен в Венецию, но на пути, вместе с кораблем, погиб в море. Другие утверждают, что император Иоанн Палеолог подарил его за услуги некоему Леонардо-де-Монтальдо, а тот привез его в Геную, где он находится и доселе. Кроме Генуи, с XVII в. Рим (церковь св. Сильвестра) претендует на обладание именно этим О. Другой О., которому предание приписывает происхождение от самого Иисуса Христа, известен под именем Вероники. По преданию (в апокрифическом евангелии Никодима и в хронике Иоанна Малалы), это имя носила женщина, страдавшая кровотечением и исцеленная Иисусом Христом, о чем говорится в Евангелии. По одним сказаниям, чудесный О. запечатлелся на полотенце, которым Иисус Христос утер лице свое, после омовения, в доме Вероники, по другим — на плате, которым Вероника утерла кровавый пот Страдальца во время шествия его на Голгофу. Древнейшее из сказаний о происхождении этого О. относится к VIII в. (англосаксонская редакция). К началу того же века относится и свидетельство о нахождении полотна (S. Sudario) Вероники в Риме. К этому О. относят сказание Светония (Tiber., 31) об изображении И. Христа, которым исцелен был Тиверий, что побудило этого императора свидетельствовать перед сенатом о божестве И. Христа. По мнению Гримма, сказание о Веронике есть не что иное, как перенесенное в другие условия сказание об О. Авгаря; оно обязано своим появлением стремлению римской церкви усвоить себе преимущество перед восточной. Кроме двух главных нерукотворных образов, связанных с именами Авгаря и Вероники, в исторических источниках упоминается еще о трех. Византийский полководец Филиппик в 589 г. воздвигал нерукотворный О. И. Христа перед своим войском, чтобы воодушевить его мужеством перед сражением с персами. В 574 г. был перенесен из Каппадокии в Константинополь камулийский нерукотворный О., о котором упоминается в деяниях VII вселенского собора. Анастасий († в 886 г.) упоминает о нерукотворном О., существовавшем при папе Стефане III в 752 г. К числу древнейших образов И. Христа, современных ему, предание относит также О., писанный евангелистом Лукой. О Луке, как иконописце, в первый раз упоминает Феодор Чтец, писатель VI в., говоря об О. Божией Матери, писанном Лукой; об О. И. Христа, писанном Лукой, говорит впервые Михаил монах, в жизнеописании Феодора Студита († в 826 г.). Литературные сведения о чертах лика и внешнем виде И. Христа начинаются со II в. Одни из церковных писателей (например, Иустин, Климент Александрийский, Тертуллиан, Василий Великий, Кирилл Александрийский), на основании слов псалма LIII, 2-5, и посл. к Филип. II, 7, думали, что И. Христос, чтобы быть вполне верным своему вольному уничижению, должен был принять на себя наружность невзрачную. Цельс, полемизируя с христианами, говорил: "если, как вы утверждаете, Божественный Дух жил в О. Христа, то он должен был ростом и красотой превосходить других. Вы сами, однако, говорите, что его тело было слабо, а лицо некрасиво". Опровергая Цельса, Ориген утверждал, что "может быть чего-нибудь и недоставало красоте Спасителя (в чертах лица), но выражение его лица было благородное и божественное". Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Феодорит, Иероним, Августин признавали, что "сияние и величие Божества, сокрытого под покровом плоти Христа, блистали в его человеческом лице и разливали в нем очарование, покорявшее ему всех". Древнейшим из подробных описаний лика И. Христа признается апокриф, известный под именем Лентула (якобы предшественника Пилата), найденный в сочинениях Ансельма Кентерберийского в XI в., но относимый одними учеными ко времени Диоклетиана, другими — к IV в. Описание это заключается словами: "по истине человек этот прекраснейший из людей; в нем видна правдивость, чуждая лести". Император Александр Север (222-235), расположенный к христианству, в своей божнице, вместе с изображениями языческих богов, поставил также О. Христа. Думают, что это было или изображение символическое, например, в виде "доброго пастыря", или изображение идеально-прекрасного юноши. При Константине Великом была известна в Кесарии бронзовая группа, считавшаяся памятником в честь Христа, воздвигнутым исцеленной им кровоточивой женой. В этой группе стоящая фигура мужчины, подающего руку коленопреклоненной женщине, считалась, по словам Евсевия, фигурой И. Христа; но новейшими исследованиями предположение Евсевия решительно отвергается. В IV в., когда церкви стали украшаться иконами, иконы И. Христа, как думают, были уже произведениями свободного творчества художников; имелось в виду сохранить лишь общие типические черты Божественного лика И. Христа. Церковь уклонялась от санкционирования того или иного О. И. Христа, как нормального изображения его лика, потому ли, что никакого несомненно-подлинного О. не было известно, или чтобы не дать основания для некоторых еретических учений того времени, а главное потому, что церковь понимала лик Богочеловека неизобразимым вполне, так как он был "исполнен славы Божией" и на Фаворе преобразился до того, "что ученики, бывшие с ним, не могли вынести Его вида". В скульптурных, мозаических и фресковых изображениях, найденных в XIX в. при раскопках, в особенности в Риме, содержится древнейший материал для решения вопроса. Хотя в первые три века христианства изображения И. Христа, из страха преследований со стороны язычников, имели почти исключительно символический характер (добрый пастырь, агнец и т. п.), но нашлось между ними несколько и настоящих О., представляющих, на пространстве веков, почти одинаковый тип, более или менее однородный с описанным в письменных свидетельствах. Самое древнее из фресковых изображений Христа восходит к эпохе императора Адриана (117-138) и найдено в катакомбе Каллиста. Оно представляет чисто восточные, семитические черты: овальное, несколько продолговатое лицо, с большими глазами, важно, но в то же время кротко и задумчиво смотрящими на зрителя; недлинная борода, редкая и несколько заостренная; спущенные по сторонам губ небольшие усы; густые волосы, разделенные посредине и падающие на плечи кудрями. Другое, столь же прекрасное в художественном отношении, фресковое изображение III в. — из катакомбы Понтиана — очень сходно с предыдущим, но в чертах лица более божественного величия. Тот же, несколько видоизмененный тип представляет изображение из катакомбы Домитиллы (IV в.). Весьма замечательно высокохудожественное мозаическое изображение Спасителя в храме Пуденцианы в Риме, конца IV в. И. Христос восседает на троне, в божественном величии: правая рука приподнята для благословения, в левой руке раскрытая книга с надписью. Лик И. Христа, восточного, семитического типа, выражает особое божественное величие и красоту. К тому же типу, хотя и с некоторыми особенностями, относятся изображения И. Христа из церкви св. Павла в Риме (V в.) и из Софийского храма в Константипополе. На более древних саркофагах (например — знаменитом саркофаге Юния Басса в Риме) преобладает изображение И. Христа в виде идеально-прекрасного юноши, без бороды; на позднейших (после Юлиана) саркофагах И. Христос всегда изображается уже в мужественном возрасте, чаще — со строго-печальным лицом. Чем позже, тем выражение лица идеальнее, божественнее; человеческая скорбь и мягкая кротость более и более заменяются выражением неземной силы, божественности. Одет он на этих изображениях в тунику и паллий, белого цвета; голова открыта; лишь изредка на ней (на саркофагах) берет; ноги нагие или в простых сандалиях (лишь в средние века на них появляются котурны); незадолго до Константина Великого, а особенно с его времени вокруг головы изображается нимб или ореол. Художники последующих времен, не исключая и великих гениев эпохи Возрождения, не создавали вновь художественный О. Христа, а лишь воспроизводили, с самобытностью в деталях, тип, известный с первых времен церкви. Вполне удовлетворительные рисунки лика Спасителя из катакомб Каллиста, Домициллы и Понтиана, из церквей Пуденцианы, св. Павла и св. Софии, а также другие см. в издании М. Хитрово: "Подлинный лик Спасителя" (М., 1894). Ср. Д. Державин, "О. И. Христа по художественным памятникам древней церкви" ("Труды Киевской Академии", 1866, т. III); архим. Христофор, "О. И. Христа" (в " Прибавлениях к творениям св. Отцов", т. 53, 1886); Wilhelm Grimm, "Die Sage vom Ursprung der Christusbilder"(1842); Pieper, "Mythologie und Sy m bolik der christlichen Kunst" (Веймар, 1847); Виноградский, "О древних мозаиках либериевой базилики" ("Сборник Москов. публичн. музея", 1866 г.); Martigny, "Dictionnaire des antiquit é s chretiennes" (под словом J é sus Christ, 3-е изд., 1889); архим. Христофор, "Жизнь И. Христа в памятниках древнехристианской иконографии" (М., 1887). Н. Б-в.


Обрадович   
Образ   
Образ I