Августин

Августин в Энциклопедическом словаре:
Августин - (ум. 604 или 605) - первый архиепископ Кентерберийский (c 601),''апостол Англии'', посланный папой Григорием I Великим во главехристианской миссии в Англию в 596.


(Виноградский Алексей Васильевич) (1766-1819) - русский духовныйписатель и проповедник, архиепископ Московский и Коломенский (1818).''Сочинения'' изданы в 1856.
Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) - христианскийтеолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики.Епископ г. Гиппон (Сев. Африка); родоначальник христианской философииистории (сочинения ''О граде божием''); ''земному граду'' - государствупротивопоставлял мистически понимаемый ''божий град'' - церковь. Развилучение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия (см.Пелагианство). Глубиной психологического анализа отличаетсяавтобиографическая ''Исповедь'', изображающая становление личности.Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейскойфилософии и католической теологии вплоть до 13 в.

Значение слова Августин по Психологическому словарю:
Августин - Августин (354 - 430) - философ, религиозный деятель. Развивал учение о изначальном существовании знания в душе, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Свои взгляды на душевные процессы описал в ""Исповеди"".

Определение слова «Августин» по БСЭ:
Августин - Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, - 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошёл через увлечения Манихейством и Скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют Неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена
«Исповедь» - лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных
«бездн» души А. пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием»,
который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу»,
и «град божий» - духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности).
А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в
«Исповеди», до государственного насилия - для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний Протестантизм - переживание им благодати. Мотивы
«исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью Томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
Соч.: Opera omnia, t. 1-11, P., 1864-65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32-47); в рус. пер. - Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1-7, К., 1901-12.
Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1-2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма,
«Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391- 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. - Kоln], 1955; Jaspers K., Die groβen Philosophen, Bd I, Mьnch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.-L., 1963.
С. С.Аверинцев.
А. Августин.

Августейший    Августин    Августинец