Опыт

Значение слова Опыт по Ефремовой:
Опыт - 1. Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.
2. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков. // Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном.
3. Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования. // Проверка научных знаний лабораторным путем.
4. Попытка осуществления чего-л.; проба. // Результат такой попытки.

Значение слова Опыт по Ожегову:
Опыт - Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания


Опыт Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания Spec
Опыт Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь
Опыт Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений

Опыт в Энциклопедическом словаре:
Опыт - эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений.Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передаетсяот поколения к поколению.

Значение слова Опыт по словарю синонимов:
Опыт - эксперимент

Значение слова Опыт по словарю Ушакова:
ОПЫТ, опыта, м. 1. мн. редко. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей". Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт. ? Испытанное на практике. Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Пушкин. Знать что-н. по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте. 2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.). Чувственный опыт. Эстетический опыт художника. 3. Воспроизведение какого-н. явления (чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент. Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-н. или над чем-н. 4. Попытка осуществления чего-н., проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации

Значение слова Опыт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Опыт (в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О.; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него О. косвенный. Чьи бы то ни было знания об Америке суть во всяком случае опытные (по происхождению своему), так как ни путем чистого мышления, ни путем откровения свыше мы таких сведений не получаем; но для не бывавшего в Америке всякое эмпирическое знание о ней, очевидно, получается лишь косвенным образом, через усвоение чужих опытов. С прогрессом личной и собирательной жизни О. обоего рода возрастает неравномерно: косвенный несомненно перевешивает. Различие между внешним и внутренним О. обусловлено участием или неучастием органов чувств — зрительного, слухового и т. д. То, что нами испытывается с ближайшей помощью этих органов, называется внешним О., а то, в чем они не действуют определяющим образом (каковы душевные волнения, решения воли, размышления), относится к внутреннему О. Такое обозначение, строго говоря, неверно, так как все без исключения испытываемое нами есть непременно наше внутреннее состояние, и выражение: внешний О. есть contradictio in adjecto. О самых органах так называемых внешних чувств мы можем знать лишь через наши собственные ощущения. Почему, однако, некоторые из испытываемых нами состояний сознания принимаются как свидетельства о чем-то другом, кроме нас самих, и в какой мере и на каких основаниях такое свидетельство может быть признано достоверным — этот гнозеологический вопрос стал первенствующим в философии с прошлого века; решительная его постановка составляет отличие философского критицизма от догматизма, относящегося к нему без достаточной определенности и последовательности (см. Познание). Более или менее широкое обобщение переживаемых событий через более или менее отчетливо действующую рефлексию выражается в житейском или жизненном О., который можно различать на личный и исторический. Систематическая обработка опытного материала посредством правильной рефлексии образует О. научный в общем смысле, от которого следует отличать особый специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании искусственных условий для явлений, с целью проверки относящихся к ним обобщений: этот прием также называется О. но, во избежание недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент (см.). Иногда говорят о религиозном О., как особом роде О., наряду с указанными; но это неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь по своему содержанию и значению для жизни отличаются от всех прочих данных так называемого внутреннего О.; формальных признаков установить здесь невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О. Вл. С.

Определение слова «Опыт» по БСЭ:
Опыт - основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым О. трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником О. является материальный мир.
«Из истории философии известно, что толкование понятия "опыт" разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на О., т.к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания.
В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в немецкой классической философии. И. Кант подверг критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции, а также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений. Этим подчёркизалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. О. выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет О.
В буржуазной философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистическая концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологическом отношении на первый план. При этом утверждается, что монистического воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным
«нейтральным» монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (Махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. там же).
Разновидностями субъективно-идеалистической трактовки О. являются Прагматизм и Инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), Экзистенциализм (О. как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной реальности в качестве источника О. как псевдовопроса).
В противоположность идеализму и в отличие от созерцательного метафизического материализма, диалектический материализм рассматривает О. как нечто производное от объективной реальности. О. мыслится и как процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие О. по существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется О. как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний.
Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием О. революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры.
В. Г. Панов.

Опыляться    Опыт    Опытник