Рахманинов

Рахманинов в Энциклопедическом словаре:
Рахманинов - Иван Герасимович (ок. 1755-1807) - российский издатель,переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в1791 перевел ее в с. Казинка, близ Козлова, где начал издавать Полноесобрание сочинений Вольтера (вышло 3 т.). Типография была опечатанавластями.


Сергей Васильевич (1873-1943) - российский композитор, пианист,дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом(с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена темародины. Романтический пафос сочетается в его музыке слирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство,широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, ""Рапсодияна тему Паганини"" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии,этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия ""Утес""(1893), поэма ""Остров мертвых"" (1909), ""Симфонические танцы"" (1940) дляоркестра, кантата ""Весна"" (1902), поэма ""Колокола"" (1913) для хора иоркестра, оперы ""Алеко"" (1892), ""Скупой рыцарь"", ""Франческа да Римини""(обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мировогопианистического искусства.

Определение слова «Рахманинов» по БСЭ:
Рахманинов - Иван Герасимович (около середины 50-х гг. 18 в., - 27.1.1807), русский издатель, переводчик, просветитель. Из дворян. В 1780-х издавал свои переводы Вольтера. В 1788 открыл собственную типографию в Петербурге, в 1788-90 издал свой журнал «Утренние часы» и журнал И. А. Крылова «Почта духов».
В 1791 перевёл типографию в своё имение Казинку близ Козлова и начал издание 20-томного Полного собрания сочинений Вольтера (вышло 3 ч.). В январе 1794 типография была опечатана властями. Об общественной деятельности Р. в последующие годы сведений нет.
Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. - Л., 1952; Полонская И. М., И. Г. Рахманинов - издатель сочинений Вольтера, «Труды Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», т. 8, М., 1965.


Рахманинов - Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, - 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс
«В молчаньи ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Р. - одноактная опера
«Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. - «Пьесы-фантазии» (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и «Музыкальные моменты»
(1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая фантазия «Утёс» (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893), «Каприччио на цыганские темы» для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. ч. «Весенние воды»).
В 1897-98 был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-06 - Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907-14 - в ряде европейских стран, в 1909-10 - в США и Канаде). В 1909-12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909-17 - Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900-1910-х гг. - 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма
«Остров мёртвых» (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), кантата «Весна» (1908), поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов (1913),
«Всенощное бдение» для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре 1917 Р. уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918-43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения - 4-й концерт (1926) и
«Рапсодию на тему Паганини» (1934) для фортепьяно с оркестром, «3 русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941-42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.
Р. - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Р., обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Р. - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией.
Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Р. развил достижения рус. лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Р. был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945: С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. - Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. - М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1-2, 4 изд., М., 1974; Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946; Rachmaninoffs recollections told by Oscar von Riesemann, L. - N. Y., 1934; Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.
В. Н. Брянцева.
С. В. Рахманинов.


Рахманзаде   
Рахманинов   
Рахманов