Месса

Значение слова Месса по Ефремовой:
Месса - 1. Главное богослужение в католическая церкви.
2. Многоголосое хоровое музыкальное произведение, исполняемое во время такого богослужения (обычно в сопровождении органа). // Концертное произведение такого характера.

Значение слова Месса по Ожегову:
Месса - Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии


Месса Литургия

Месса в Энциклопедическом словаре:
Месса - (позднелат. missa - итал. messa, нем. Messe), главное богослужениекатолической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычнопоется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторыхслучаях читается (месса bassa - низкая месса). Основные разделы мессы(ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи,помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят),Angus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которыхменятся в зависимости от праздника. Разновидности мессы - реквием, краткаямесса (месса brevis, включает части kyrie и Gloria). Музыкальная основасредневековой мессы - григорианское пение (хорал), с 14 в. - хоровоеполифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О.Лассо, Палестрина; с этого времени мессой называют хоровые циклы на текстыординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделымессы исполняются на органе. В 17 в. в склад музыки мессы проникаетгомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровыхи оркестровых номеров (''Высокая месса'' И. С. Баха, ''Торжественная месса''Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).

Значение слова Месса по словарю Ушакова:
МЕССА
мессы, ж. (фр. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.).

Определение слова «Месса» по БСЭ:
Месса (франц. messe, от позднелат. missa)
принятое католической церковью название литургии. Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на Тридентском соборе (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65) внёс изменения в М. (разрешив, например, вести службу не только на латинском, но и на местных языках). Песнопения, неизменно входящие в данное богослужение, составляют т. н.
«обычную мессу» (missa ordinarium). Названия этих песнопений определяются начальными словами текста: Кирие, Глориа, Кредо, Санктус и Бенедиктус, Агнус деи. Первоначально песнопения М. были одноголосными, основой их служил григорианский хорал. Впоследствии, с развитием многоголосия, появляются композиторские полифонические обработки песнопений М. и целые
«обычные» М., полностью написанные одним композитором на традиционный текст. Различали торжественную М. (missa solemnis) и короткую М. (missa brevis), состоявшую, как правило, из 2-3 первых песнопений «обычной» М. В эпоху Возрождения М. являлась самым монументальным жанром музыкального искусства. М. писали Дж. Данстейбл (Англия), Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо (Нидерланды), Палестрина, А. Вилларт, Дж. Габриели (Италия), Т. Л. де Виктория (Испания). В более поздний период классические образцы М. создали И. С. Бах (месса h-moll), В. А. Моцарт, Л. Бетховен (2 М., 2-я - «Торжественная»),
Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. Заупокойная траурная М. - см. Реквием.
Лит.: Бобровницкий И., О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной, 4 изд., К., 1873: Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, М., 1910; Wagner P., Geschichte der Messe, Lpz., 1913.
Б. В. Левик.

Месроп Маштоц (361-440)    Месса    Мессаджеро