Песня

Значение слова Песня по Ефремовой:
Песня - 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. // Такое произведение в звучании, в момент исполнения.
2. перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера).
3. Название некоторых небольших музыкальных произведений. // Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения.
4. То же, что: песнь (2).

Значение слова Песня по Ожегову:
Песня - Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами


Песня Звуки птичьего пения

Песня в Энциклопедическом словаре:
Песня - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки(народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и еепоэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен:по содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. п.; посоциальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; поисполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальнымсопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскуюпесню обычно называли романсом. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошлоразделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т.ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальноепроизведение певучего характера.

Значение слова Песня по словарю Ушакова:
ПЕСНЯ
песни, р. мн. песен и (простореч., обл.) песней, ж. 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. Из песни слова не выкинешь. Пословица. спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла. Пушкин. || Такое произведение в звучании, в момент исполнения; звуки песни. Издали слышится песня. Песня русская, живая разносится по глади вод. Языков. 2. перен. Поэтическое произведение, преимущ. лирическое; поэзия (поэт.). Имел он (Овидий) песен дивный дар и голос, шуму вод подобный. Пушкин. Ах! песнею моей прощальной та песня первая была. Некрасов. 3. Название нек-рых небольших музыкальных произведений (муз.). "Песни без слов" Мендельсона. || Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения (лит.). Песни Дельвига, Кольцова. "Книга песен" Гейне. 4. То же, что песнь во 2 знач. (лит.) Тогда-то я начну писать поэму песен в двадцать пять. Пушкин. Старая песня или стара песня (разг. неодобрит.) - о неубедительном повторении чего-н. старого, уже всем известного, о давно надоевшей теме. Тянуть (или петь) одну и ту же (или всё ту же) песню (разг. фам.). - нудно, надоедливо твердить одно и то же. Долгая песня - перен. см. долгий. Лебединая песня - см. лебединый. Песня спета чья (разг.). - то же, что песенка спета (см. песенка). Глубоко верит, что песня его далеко не спета. Салтыков-Щедрин.

Значение слова Песня по словарю Брокгауза и Ефрона:
Песня (музык.) — см. Русская песня.

Определение слова «Песня» по БСЭ:
Песня - наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин
«П.» (немецкое Lied, французское Шансон, английское song) применяется и к Романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений - строф или Куплетов (часто с рефреном - Припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами - при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.
Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П. получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П. характерно строфическое строение. Повествовательная П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма - П.-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П. оказала влияние на формирование литературной П. Как жанр профессионального искусства П. в настоящее время существует одновременно с народной.
Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, светская хоровая полифоническая П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., Гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы - таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европейских странах.
Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни
«Марсельеза» и «Са ира» («За ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, - французские
«Интернационалы», польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П. неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П., как
«Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»). Особый подъём русской революционной П. начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П. революционная П. послужила одним из истоков советской массовой П. (термин «массовая П.» возник в послереволюционные годы).
Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941-45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры - романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели
«Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А. В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера»
Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые П. получили распространение и за рубежом.
С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).
Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., которая зачастую связана с Джазом.
С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции «шансонье» - певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня - эстрадная и массовая - очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние
«массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи.
Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1-4, СПБ, 1770-74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1-10, М., 1860-74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1-2, М., 1917-29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1-7, СПБ, 1895-1902; Песни русских рабочих, М.- Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.
Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1-2, СПБ, 1903-05; Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.- Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.- Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.- Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, G
цtt., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.
В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.


Песнь Песней   
Песня   
Песо