Лафарг

Лафарг в Энциклопедическом словаре:
Лафарг - (Lafargue) Поль (1842-1911) - один из основателей французскойРабочей партии, член 1-го Интернационала. Работы по философии,политэкономии, языкознанию, литературоведению и др.

Значение слова Лафарг по словарю Брокгауза и Ефрона:
Лафарг (Paul Lafargue) — французский экономист и политический деятель; род. в 1842 г. За участие в студенческой демонстрации против 2-й империи был исключен из парижской медицинской школы и закончил медицинское образование в Лондоне, где познакомился с Марксом и обратился из прудониста в марксиста. В Лондоне же он сделался членом генерального совета "международной ассоциации рабочих", в котором представлял Испанию. В 1870 г., женившись на дочери Маркса, он вернулся в Париж. От парижской коммуны он получил поручение организовать движение на ЮЗ Франции, но не имел успеха. После падения коммуны Л. бежал в Испанию, а оттуда в Португалию, принимая и там участие в социалистическом движении. После амнистии он вернулся во Францию. Вместе с Гэдом и Девиллем, Л. — один из руководителей социал-демократического движения в духе Маркса; он первый явился во Франции пропагандистом чистого марксизма. По известному делу о беспорядках в Фурми он судился и отбыл год тюремного заключения; в это же время он на дополнительных выборах был избран в депутаты, но на последних общих выборах потерпел неудачу. Много писал в различных изданиях: "Ere Nouvelle", "Neue Zeit", "Revue philosophique", "Journal des Economistes", "To Day" (полемика с Г. Спенсером) и др. Из его брошюр и книг более известны: "Le droit à la paresse", "La religion du capital", "Matérialisme économique de Ch. Marx", "La propriété, origine et évolution", "Le communnisme et révolution économique", "La propriété communiste", в одной книжке с "R é futation" Ива Гюйо (Пар., 1895). О своем знакомстве с Марксом Л. написал любопытные воспоминания ("Neue Zeit", IX, 1). Несколько статей Л. было напечатано в "Отечеств. Записках" и в "Сев. Вестнике". П. С.


Лафарг (дополнение к статье) (Поль) — французский экономист и политический деятель. Длинный ряд статей, речей и брошюр Л. появился в русских переводах, вышедших отдельными брошюрами. Более замечательные: "Американские трёсты" (СПб., 1904); "Мои воспоминания о К. Марксе" (Одесса, 1905); "Поклонение золоту" (СПб., 1905); "Женский вопрос" (Одесса, 1905); "Проданный аппетит" (СПб., 1905); "Право на леность " (M., 1905); "Благотворительность" (Одесса, 1905); "Крестьянская собственность и экономическое развитие" (СПб., 1905); "Коммунизм" (Одесса, 1905); "Супружеская неверность в прошлом и настоящем" (СПб. изд. Малых, 1904); Жорес и Лафарг, "Идеализм и материализм в понимании истории" (две речи, Жореса и возражение ему Л. в духе последовательного марксизма; Одесса, 1905; речь Л. издана и отдельно — "Исторический идеализм и материализм", СПб., 1905). Характеристику Л. см. в "Charakterk öpfe aus der iranz. Arbeiterb ewegung" (Б., 1889; русский перевод, СПб., 1905). В. В—в.

Определение слова «Лафарг» по БСЭ:
Лафарг - Лафарг (Lafargue)
Лаура (1845-1911), деятельница французского социалистического и рабочего движения, дочь К. Маркса; см. Маркс Л.


Лафарг - Лафарг (Lafargue)
Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, - 25.11.1911, Париж), деятель французского и международного рабочего движения. По характеристике В. И. Ленина, один из «...самых талантливых и глубоких распространителей марксизма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 387). Родился в семье французского виноторговца, которая вернулась в 1851 во Францию. С 1864 Л., в то время студент Высшей медицинской школы в Париже, примкнул к социалистическому движению. Как участник международного революционного студенческого конгресса в Льеже (октябрь 1865) был исключен из школы. В начале 1866 переехал в Лондон, вступил в том же году в 1-й Интернационал, стал членом его Генерального совета. В 1868 в Англии завершил медицинское образование. Познакомившись с К. Марксом и его семьей, Л. в апреле 1868 женился на дочери Маркса - Лауре. Вернувшись в 1868 во Францию, участвовал в создании Парижской федерации Интернационала (апрель 1869); затем переехал в Бордо, создав и возглавив там секцию Интернационала. После поражения Парижской Коммуны 1871 эмигрировал в Испанию, где энергично боролся за поддержку испанскими секциями Интернационала линии Генерального совета против бакунистов. Участник Гаагского конгресса (1872) 1-го Интернационала, Л. помогал К. Марксу и Ф. Энгельсу в написании направленной против бакунизма брошюры «Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих».
В 1872 переехал в Лондон. К концу 70-х гг. относится начало его совместно деятельности с Ж. Гедом. В 1880 при содействии К. Маркса и Ф. Энгельса Лафарг и Гед выработали программу французской Рабочей партии. Вернувшись в 1882, после амнистии коммунаров, во Францию, Л. возглавил вместе с Гедом эту партию. Л. вёл решительную борьбу с оппортунизмом и его различными разновидностями, отстаивая принципы революционного марксизма. В 1891-93, будучи депутатом парламента, в своих речах выдвигал вопрос о необходимости единства действий с рабочими-католиками. В Дрейфуса деле Л. резко протестовал против сектантской политики невмешательства, которой придерживались Ж. Гед и Э. Вайян. В Объединённой социалистической партии (основана в 1905) Л. не разделял реформистских позиций гедистов по отношению к профсоюзам; настаивал на необходимости антимилитаристской пропаганды, оставаясь последовательным интернационалистом. Л. был связан с русским революционным движением, публиковал статьи в русской прогрессивной прессе. Большое значение придавал русской Революции 1905-07, считая, что её победа всколыхнёт западно-европейское рабочее движение.
Л. внёс значительный вклад в разработку марксистской теории. Резко критиковал агностицизм и идеализм и всякую попытку примирения с ними материализма. В многочисленных экономических работах («Теория стоимости и прибавочной стоимости Маркса и буржуазные экономисты», «Ответ на критику К. Маркса», «Собственность, ее возникновение и развитие», «Американские тресты» и др.)
подверг сокрушительной критике капиталистическую систему и её апологетов. Внимание Л. особенно привлекала проблема
«...влияния экономических явлений общества не только на его политические движения, но и на развитие его литературной и философской мысли и на его моральное развитие» (см. письмо Л. к русскому экономисту Н. Даниельсону в журнале: «Летописи марксизма», 1927, № 2, с. 109-10).
Л. оставил ряд работ, в которых стремился проследить происхождение самых отвлечённых и сложных надстроечных категорий и явлений и их зависимость от обществ. отношений («Идеализм и материализм в объяснении истории», «Экономический детерминизм К. Маркса. Исследование о происхождении моральных, религиозных и философских идей» и др.).
Л. дал своё истолкование возникновения религиозных идей в первобытном обществе и их дальнейшей эволюции, происхождения мифов, ряда религиозных обрядов
(«Миф о Прометее», «Миф об Адаме и Еве» и др.). В своих литературоведческих работах стремился выявить социально-классовую направленность произведения, анализируя при этом и его форму. В работе «Французский язык до и после революции»
Л. рассматривал историю языка с позиций исторического материализма, доказывая важность воздействия на язык социально-экономических факторов.
В философии в отдельных случаях Л. вставал на позиции метафизического материализма. Некоторым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологическому схематизму. Тем не менее в целом работы Л. были значительным явлением в самых разных областях обществ. наук, содействовали распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
Л. задолго до смерти принял решение уйти из жизни, не переступив порога семидесятилетия, прежде, чем старость успеет парализовать его энергию. Он и его жена Лаура покончили жизнь самоубийством. Л. оставил письмо, которое закончил словами:
«Я умираю с радостной уверенностью, что дело, которому я посвятил вот уже 45 лет, восторжествует. Да здравствует коммунизм, да здравствует международный социализм» («LHumanite», P., 1911, 4 dec.). На похоронах от имени РСДРП выступил В. И. Ленин, лично знавший Л. и высоко ценивший его деятельность.
Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-3, М. - Л., 1925-31; Памфлеты, М. - Л., 1931; Литературно-критические статьи, М., 1936; Религия и капитал, М., 1937; Engels F. et Lafargue P. et L., Correspondance, t. 1-3, P., 1956-59; Textes choisis, P., 1970.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31-36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 211-13; т. 20, с. 387-88; Момджян Х. Н., Лафарг и некоторые вопросы марксистской теории, Ереван, 1954; Гоффеншефер В., Из истории марксистской критики. П. Лафарг и борьба за реализм, М., 1967; Далин В. М., Было ли гедистское направление единым?, в его кн.: Люди и идеи, М., 1970; Willard С., Les guesdistes. P., 1965; Dommanget M., Lintroduction du marxisme en France, Lausanne, 1969.
В. М. Далин.
П. Лафарг.

Лафайет    Лафарг    Лафатер