Мелодрама

Значение слова Мелодрама по Ефремовой:
Мелодрама - 1. устар. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой или чередуются с нею.
2. Драма с острой интригой, отличающаяся преувеличенной эмоциональностью в противопоставлении добра и зла. // Произведение такого жанра.
3. перен. Выражение чувств, характеризующееся преувеличенным драматизмом.

Значение слова Мелодрама по Ожегову:
Мелодрама - Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [Primo драма с музыкой и пением]


Мелодрама Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом Pejor

Мелодрама в Энциклопедическом словаре:
Мелодрама - (от мело... и драма) -1) драматургический жанр, пьеса с остройинтригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличеннойэмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790-х гг., достигнуврасцвета в 1830-40-е гг.2) Музыкально-драматическое произведение, вкотором диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею.Появились во 2-й пол. 18 в. См. также Мелодекламация.

Значение слова Мелодрама по словарю Ушакова:
МЕЛОДРАМА
мелодрамы, ж. (от греч. melos - песнь и drama - действие) (книжн.). 1. Драма, соединенная с пением и музыкой (устар.). 2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.). 3. перен. Выражение чувств, вызывающее раздражение или смех своей неестественностью, приподнятостью(неодобрит.).

Значение слова Мелодрама по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мелодрамачтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами. К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pix éré court), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Определение слова «Мелодрама» по БСЭ:
Мелодрама (от Мело... и Драма 1)
жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30-40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.
В России М. появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь резко критиковали произведения этого жанра за отрыв от насущных интересов русского общества, неправдоподобие характеров и положений. В советском театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали в защиту М., по существу приравнивая её к социальной драме романтического стиля. Отдельные элементы М. характерны для творчества некоторых современных драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).
2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М. - лирическая сцена «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским композитором 18 в. И. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М.
«Орфей» (1792).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Глумов А. Н., Несколько значений термина «мелодрама», в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

Мелодия    Мелодрама    Мелодраматизм