Вольтер

Вольтер в Энциклопедическом словаре:
Вольтер - (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ - Arouet) (1694-1778),французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетныйчлен Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнутаэпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая прозаразнообразна по темам и жанрам: философские повести ''Макромегас'' (1752),''Кандид, или Оптимизм'' (1759), ''Простодушный'' (1767), трагедии в стилеклассицизма ''Брут'' (1731), ''Танкред'' (издана в 1761), сатирические поэмы(''Орлеанская девственница'', 1735, издана в 1755), публицистика,исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой противрелигиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистскойсистемы: ''Философские письма'' (1733), ''Философский словарь'' (1764-69).Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философскоймысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именемВольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (духсвободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).---* **--- (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября1694, Париж - 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель ипублицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитетабсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыгралобольшую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оноспособствовало также формированию нового типа личности, активной,предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу исознательно стремящейся к собственному и общественномублагосостоянию.---Семья---Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерьюсекретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, - нотариусом и сборщикомналогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее(1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье деРошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающегобуржуа.---Начало литературной карьеры---После нескольких лет учебы впарижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ понастоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал противродительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкогостихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры нарегента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал вБастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегосялитературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительнаяпьеса ''Эдип'', благосклонно принятая публикой. В том же году ее авторвпервые выступил под псевдонимом ''де Вольтер''. Крупная эпическая поэма''Генриада'', первоначально названная ''Лига'' (1723), упрочила его репутациюискусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохеРелигиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, поэмаосуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха,сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.---Пребывание вАнглии. ''Философские письма''---В начале 1726 произошла стычка Вольтера сшевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткойскрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ(''Сударь, мое имя ждет слава, а ваше - забвение!'') дорого обошелсяВольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижениядали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальнаянесправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику,но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинутьПариж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило егоприверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральныевзгляды Вольтер изложил в знаменитых ''Философских письмах'', вышедших в1733 на английском, а в 1734 на французском языках. ''Письма''идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовалисостояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращенияВольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента,а над автором нависла угроза ареста.---Сирейский период---Решив неискушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенныйв Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна изобразованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтераметафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты орезультатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, вКоролевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказалисьвесьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии ''Альзира'' (1736)и ''Магомет'' (1742), ''Трактат о метафизике'' (1734) и ''Основы философииНьютона'' (1738), написал большую часть исторического труда ''Век ЛюдовикаXIV'' (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятиитрадиционной христианской картины мира, усилили критическую направленностьего ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объясненияприродных и социальных явлений.---Воинственный скепсис сирейского периодапроявился в работе Вольтера над эпической поэмой ''Орлеанскаядевственница'', первая половина которой была завершена к 1735. Поэма втечение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратскоеиздание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась тольков 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцамфранцузов историю Жанны д Арк для нового разоблачения религиозныхпредрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие - иронию.Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была посланаБогом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил этистороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственностиЖанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетельгероини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха онвидел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенностьсумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девыпобуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, которыйобрушивается на головы палачей Жанны -отцов-инквизиторов.---Вольтер-придворный---В 1744 началась краткая инеудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность ивлиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографаФранции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию,однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на всезаискивания писателя.---Холодность Людовика XV, разочарование вверсальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтерапринять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750.Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 свосторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие онинесколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность ищедрость ''короля-философа'', Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Новблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие идеспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 изПруссии.---Вольтер и ''Энциклопедия''---В декабре 1754 Вольтер прибыл вШвейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. Вокрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им ''Делис''(''Отрада''). Здесь Вольтер начал сотрудничать в ''Энциклопедии'' Дидро и ДАламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: ''Дух'',''Красноречие'', ''Изящество''. Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжинаэнциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье''История'' (1756) он выразил сомнение в достоверности многих историческихсказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье ''Идол, идолопоклонник,идолопоклонство'', написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе''Энциклопедии'', утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньшеидолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д Аламбера в егонамерении опубликовать знаменитую статью ''Женева'' (1757, 7-й т.). Похвалыреспубликанскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критикафранцузской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы былипредставлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине,однако расправа Кальвина над Серветом была уподоблена ужаснойВарфоломеевской ночи. Решительный протест самих пасторов и Женевскогоуниверситета поставил швейцарских друзей ''Энциклопедии'' в затруднительноеположение, они признали статью неудачной.---Фернейский период---Послевсего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенстваЖеневы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границыЖеневского кантона с Францией. Ферней стал его ''удельным княжеством'',которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер могпозволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разныхисточников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за изданиеи переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших емудолжностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтерасоставил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха водного из богатейших людей Франции.---Ферней стал тем местом, где втечение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера.Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чутьли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. ОтсюдаВольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентовпринадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица ЕкатеринаII, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король ГуставIII, датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжалотправлять сотни писем, выпускать множество литературных,публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которыхявляется ''История Российской империи при Петре Великом'' (1759-63).Написанная по заказу русского правительства, ''История'' прославлялацаря-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодовфернейского периода - философские повести ''Кандид'' (1759) и ''Простодушный''(1767), ''Трактат о веротерпимости'' (1763), ''Опыт о всеобщей истории инравах и духе народа'' (1756-69), ''Карманный философский словарь'' (1764),''Вопросы об ''Энциклопедии'' (1770-72).---Наибольшую известность напротяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброгоимени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас,Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: ''Раздавитегадину!'', впервые прозвучавший в письме к Д Аламберу в октябре 1760, былнаправлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менеезнаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: ''Если бы Богане существовало, его следовало бы выдумать''. Он отнюдь не призывал вовсеотказаться от религии - она по-прежнему должна была оставаться уздой длянарода.---Возвращение в Париж. Смерть---На склоне лет, когда Вольтеруисполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидатьПариж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицуФранции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал назаседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы ''Ирена''(1776) в ''Комеди Франсез'' и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер.Спустя три месяца он скончался.---Даже смертью своей Вольтер нанес удар покатолицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавшийВселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам,отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобыего тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовалсяперед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сиенедостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Онибыли тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение сгордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливоенегодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей -Пантеоне.---Сочинения:---Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма. М., 1961.Т. 1-2.---Орлеанская девственница. Магомет: Философские повести. М.,1971.---Философские сочинения. М., 1988.---Oeuvres completes. Paris,1877-1885. V. 1-50.---Oeuvres completes. Geneve; Oxford, 1968-. Из 150запланированных томов вышло 77, издание продолжается; собственно трудыВольтера займут тт. 1-84, указатели - т. 136-150, вся переписка ужеопубликована в тт. 85-135. В 1997 все вышедшие тома появятся на CD-ROMпроизводства оксфордского Фонда Вольтера и компанииЧедвик-Хили.---Литература:---Вольтер в России: Библиографический указатель1735-1995.---Русские писатели о Вольтере. М., 1995.---Spear F. A.Bibliographie analytique des ecrits relatifs a Voltaire 1966-1990. Oxford,1992.---Voltaire en son temps / Sous la dir. de Rene Pomeau. Paris;Oxford, 1995. V. 1-2.---Inventaire Voltaire / Sous la dir. de J. Goulemot,A. Magnan, D. Masseau. Paris, 1995.---С. Я. КарпРА (Volterra) Вито (1860-1940) - итальянский математик, иностранныйчлен-корреспондент Петербургской АН (1908), иностранный почетный член АНСССР (1926). Труды по математической физике, интегральным иинтегро-дифференциальным уравнениям, функциональному анализу.

Определение слова «Вольтер» по БСЭ:
Вольтер (Voltaire)
[псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, - 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления В. отражены в
«Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет В. жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 В. был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм) республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова
«раздавите гадину» (т. е. католическую церковь) - девиз В. этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии В. выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства
(«Республиканские идеи», 1762). В. являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С В. были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.
По своим философским взглядам В. - деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, В. не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии В. видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, В. испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде
«революции сверху», осуществляемой «просвещенным» монархом в интересах нации. Исторические труды «Век Людовика XIV» (изд. 1751 и 1768), «Опыт о нравах и духе народов» (изд. 1756), «История Российской империи в царствование Петра Великого»
(1759-63) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание В. уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, В. выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.
В своей эстетике и драматургии В. продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия «Фанатизм, или Магомет пророк» (1742, рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии
«Брут» (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), «Смерть Цезаря» (1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии В. - защита естественных прав человеческой личности
(«Заира», пост. 1732, рус. пер. 1779; «Альзира, или Американцы», 1736, рус. пер. 1786; «Танкред», пост. 1760, рус. пер. 1816) - связана с интересом к У. Шекспиру; здесь В. привлекает начало «природы» и «свободы»;
но целиком принять Шекспира В. не мог, считая его «гением без правил», «дикарём», нарушающим художественный вкус и меру.
В поэме В. «Генриада» (1728), посвящённой французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами - Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме
«Орлеанская девственница» (1735, анонимное изд. 1755, несколько изменённое изд. 1762), посвящённой Жанне д’Арк, В. развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. Лирика В. - в русле так называемой
«лёгкой поэзии»; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлеченно философские темы написаны: «Рассуждение в стихах о человеке» (1738, рус. пер. 1788), «Поэма об естественном законе»
(.1756, рус. пер. 1786) и «Поэма о гибели Лисабона» (1756, рус. пер. 1763), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.
Наибольшее значение в художественном наследии В. имеют его философские повести: «Задиг, или Судьба» (1748, рус. пер. 1765), «Мемнон, или Человеческая мудрость» (1747, рус. пер. 1782), «Микромегас» (1752, рус. пер. 1788),
«Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767, рус. пер. 1775), «Вавилонская принцесса» (1768). Содержание этих повестей - не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы «мирового зла».
Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в «Кандиде»), в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, В. не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула
«надо возделывать наш сад» является философским выводом - призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести « Простодушный»), В. не звал к утраченной простоте, как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, В. создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние В. на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин
«вольтерьянец» стал нарицательным.
Соч.: Œuvres complиtes, v. 1-52, P., 1877-85; Voltaire’s correspondence, ed. by T. Besterman, v. 1-107, Gen., 1953-65; в рус. пер. - Соч., СПБ, 1913; Избр. произв., М., 1947; Письма, М. - Л., 1956; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М. - Л., 1931; Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести, М., 1971; Философские повести, М., 1954.
Лит.: Морлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К. Н., Вольтер, [М.], 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. М. П. Алексеева, Л., 1947; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. В. П. Волгина, М. - Л., 1948; Артамонов С., Вольтер, М., 1954; Соколов В. В., Вольтер. Общественно-политические, философские и социальные воззрения, М., 1956; Сигал Н., Вольтер, Л. - М., 1959; Обломиевский Д., Французский классицизм, М., 1968; Акимова А. А., Вольтер, М., 1970; Desnoiresterres G., Voltaire et la soci
йtй au XVIII siиcle, v. 1-8, P., 1871-1876; Lion Н., Les tragйdies et les thйories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Naves R., Le goыt de Voltaire, P., 1938; его же, Voltaire, 7
йd., P., 1962; Bellesort A., Essai sur Voltaire, P., 1950; Lancaster Н. C., French tragedy in the time of Louis XV and Voltaire (1715-1774), v. 1-2, Baltimore, 1950; Dнaz F., Voltaire Storico, Torino, 1958; Charpentier J., Voltaire, P., 1955; Studies on Voltaire and the 18th century, ed. by T. Besterman, v. 1-12, Gen., 1955-60 (изд. продолжается); Poneau R., La religion de Voltaire, P., 1956; его же, Voltaire par lui-m
кme, P., 1963; Besterman Т., Voltaire essays and another, L., 1962; его же, Voltaire, [L. - Harlow, 1969]; Brailsford H. N., Voltaire, L., 1963; Gross R. H., Voltaire nonconformist, [L., 1968].
Библиографические издания: Языков Д., Вольтер в русской литературе, 2 изд., М., 1902; Державин К. Н., Из русской библиографии Вольтера, в сб.: Вольтер, Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М. - Л., 1961; Quйrard J. М., Bibliographie voltairienne, P., 1824; Bengesco G., Bibliographie des oeuvres de Voltaire, v. 1-4, P., 1882-90; Barr M., A bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929; ее же, Quarante ann
йes d’etudes voltairiennes. Bibliographie analytique des livres et articles sur Voltaire, 1926-1965, P., [1969].
В. Я. Бахмутский.
Вольтер.

«Вольтер в кабриолете». Картина Ж. Юбера. 3-я четверть 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

«Увенчанный Вольтер». Худ. К. Л. Дере.

Вольтамперометрия    Вольтер    Вольтеровский