Сцена

Значение слова Сцена по Ефремовой:
Сцена - 1. Место, где происходит театральное представления. // перен. Театр, сценическое искусство, театральная деятельность.
2. Отдельная часть действия, акта театральной пьесы.
3. Отдельный эпизод, изображаемый в пьесе, романе, картине. // Случай, наблюдаемый в жизни; происшествие, эпизод.
4. перен. Крупный разговор, излишне эмоциональное объяснение, ссора.

Значение слова Сцена по Ожегову:
Сцена - Театр, театральная деятельность


Сцена Крупный разговор, объяснение
Сцена Отдельная часть действия эпизод в пьесе повести романе
Сцена Происшествие, эпизод
Сцена Специальная площадка, на которой происходит представление N3

Сцена в Энциклопедическом словаре:
Сцена - (лат. scaena - от греч. skene),1) площадка, на которой происходитпредставление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе,спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр.

Значение слова Сцена по словарю синонимов:
Сцена - подмостки

Значение слова Сцена по словарю Ушакова:
СЦЕНА
сцены, ж. (латин. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на сцене. Работник сцены. 2. Отдельная часть действия, акта театральной пьесы, явление. Действие второе, сцена четвертая. 3. Отдельный эпизод в романе, повести, рассказе, изображающий действия, столкновение персонажей. Сцена прощания в романе Л. Толстого "Воскресение". || Происшествие, эпизод. О сцене утренней ни слова, они друг другу чужды снова. Лермонтов . Сцены, очерки жизни текущей мы бы с большой охотой прочли. Некрасов . Началась прежняя сцена увещеванья и колотушек. Салтыков-Щедрин . Душу раздирающая сцена. 4. перен. Крупный разговор с перебранкой, ссора (разг.). Изменял мне, делал сцены, по целым дням оставлял меня одну. Чехов . Устраивать сцены. 5. перен. Поле деятельности, поприще (книжн.). ...Классы, которые должны сойти с исторической сцены, последними убеждаются в том, что их роль окончена. Сталин . Пролетариат выступает на сцену, как активный строитель новой жизни.

Значение слова Сцена по словарю Даля:
Сцена
ж. франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что-либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти, выступить на показ; явиться на театре, играть. Сцена изображает улицу, лес. Давно ли он на сцене? в актерах. Сценический, ко сцене относящ.

Значение слова Сцена по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сцена — см. Театр.

Определение слова «Сцена» по БСЭ:
Сцена (лат. scaena, от греч. skēné- палатка, шатёр, театральные подмостки)
место театрального действия. Современный тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре - круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал Проскений, в древнеримском театре - Просцениум. В средние века С. служили площади городов и деревень; с расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов: двухэтажные повозки - Педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия).
В Англии 16 в. С. служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. в Англии сложился тип так называемой шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за которыми была внутренняя С., за ней во 2-м ярусе галереи - верхняя С. В 1-й половине 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С. Серлио).
Здесь же в конце 16 - начале 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм - телариев, в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) - кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европейских С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон - декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 - вращающейся (Мюнхен, инженер. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях).
Сложившийся тип классической С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием - зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5-3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и Трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5-2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям
«проваливаться» от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан Поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы С.. обеспечивающие непрерывность сценического действия,- помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2-3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.
Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935-40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969.
Г. В. Шевелев.

Сцементировать    Сцена    Сценарий