Чехов

Чехов в Энциклопедическом словаре:
Чехов - город (с 1947) в Российской Федерации, Сахалинская обл., на берегуТатарского прол. Железнодорожная станция. 8,3 тыс. жителей (1993).Целлюлозно-бумажный завод. Назван по имени А. П. Чехова.


(до 1954 пос. Лопасня) - город в Российской Федерации, Московскаяобл. Железнодорожная станция. 60,1 тыс. жителей (1993). Заводы:энергетического машиностроения, мостовых конструкций, пластмасс и другие;мебельный, полиграфический комбинаты. Переименован в честь А. П. Чехова. В15 км от железнодорожной станции в Мелихове - Литературно-мемориальныймузей-заповедник А. П. Чехова.
Михаил Александрович (1891-1955) - российский актер, режиссер,педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позжеМХАТ-2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик(''Эрик XIV'' А. Стриндберга), Гамлет (''Гамлет'' У. Шекспира), Хлестаков(''Ревизор'' Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники;переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским,разработал ''теорию имитации'' (''подражая'' сложившемуся в его фантазииобразу, актер постепенно сливается с ним, достигая полногоперевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р.Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре,снимался в кино. Автор книги ''О технике актера'' (1943-45).
город (с 1947) в Российской Федерации, Сахалинская обл., на берегуТатарского прол. Железнодорожная станция. 8,3 тыс. жителей (1993).Целлюлозно-бумажный завод. Назван по имени А. П. Чехова.

Определение слова «Чехов» по БСЭ:
Чехов - Антон Павлович [17(29).1.1860, Таганрог, - 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве], русский писатель. Отец - купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. В 1868 Ч. поступил в таганрогскую гимназию: с детства помогал отцу в лавке. В 1876 разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Ч. продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В 1879 окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 и получив звание уездного врача, Ч. некоторое время занимался врачебной практикой.
С конца 70-х гг. началась литературная деятельность Ч. Сотрудничая в различных юмористических журналах («Осколки» и др.), Ч. подписывался псевдонимами - Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего - Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 сборник
«Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая книга рассказов Ч. - «Сказки Мельпомены» (1884), за ней последовали «Пёстрые рассказы» (1886).
В марте 1886 Д. В. Григорович обратился к Ч. с письмом, в котором говорил о его «настоящем таланте» и призывал «бросить срочную работу...», поберечь.... впечатления для труда обдуманного» (см. «Слово», сб. 2, М., 1914, с. 199-200). Письмо это явилось одним из толчков, ускоривших переход Ч. от «мелкой» работы к «труду обдуманному».
Переход этот, связанный с преодолением чисто юмористических рамок, вторжением в «область серьёза», совершается в 1885-87. Появляются рассказы и повести «Степь», «Именины»
(оба - 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба - 1889). В эти годы выходят сборники «В сумерках» (1887, отмечен в 1888 половиной Пушкинской премии), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888),
«Хмурые люди» (1890).
В 1890 Ч. предпринял поездку на о. Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893-94, отд. изд. 1895; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог - повесть «Палата № 6», 1892).
Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма Ч. конца 80 - начала 90-х гг. В. И. Ленин так передал своё впечатление от произведения:
«Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» (цитата по книге: Воспоминания родных о В. И. Ленине, 1955, с. 36).
Во 2-й половине 80-х гг. Ч. много работал для театра: пьеса «Иванов» (1887-89), одноактная пьеса «Свадьба» (1889, опубл. 1890), пьеса «Леший» (1889, опубл. 1890; переделана затем в пьесу «Дядя Ваня»),
ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).
В 1890-1900-е гг. Ч. совершил несколько поездок за границу. В 1892 он купил имение Мелихово в Серпуховском у., в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-93), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).
Примерно с 1893 началась новая полоса в творчестве Ч. В 1894 он написал рассказ «Студент», где утверждается мысль о том, что «... правда и красота... продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»
(Полн. собр. соч. и писем, т. 8, 1947, с. 348). Произведения этого периода увенчиваются пьесой «Чайка» (1896). Однако после провала пьесы на сцене Александрийского театра на смену произведениям лирической окрашенности приходят иные произведения Повесть
«Мужики» (1897) и рассказы 1897 отмечены последовательным стремлением писателя раскрыть правду жизни во всей её неприкрашенности, даже жёсткости, показать страшную её изнанку.
В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - начала 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Ч. рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.
Высшего расцвета в 1890-1900-е гг. достигло мастерство Ч.-драматурга. После «Чайки» он в 1896 создал пьесу «Дядя Ваня» (опубл. 1897), в 1900-01 - «Три сестры» (отмечена Грибоедовской премией), в 1903-04 - «Вишнёвый сад».
Все 4 пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 МХТ (триумфальная премьера «Чайки»- 17 декабря 1898).
В 1898 после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) Ч. перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. Позиция Ч. во время процесса Дрейфуса и разрыв с реакционной газетой А. С. Суворина
«Новое время», сочувственное отношение к студенческим волнениям - всё это отражало стремительный идейный рост Ч., его повышенный интерес к общественной жизни. Избранный почётным академиком в 1900, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком.
В произведениях Ч. отразилась большая полоса русской жизни - пореформенной и предреволюционной. Уже в первые годы литературной деятельности он создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту ранних рассказов всё более явственно проступают основные темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона. Большая группа ранних рассказов Ч. показывает торжество меркантильного духа. Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казённой и обывательской. Все эти
«толстые и тонкие», «хамелеоны», «свистуны», «господа обыватели», «женихи и папеньки», «интеллигенты-кабатчики» и не пытаются противопоставить себя окружающей среде. Творческий перелом, пережитый Ч. в середине 80-х гг., состоял и в том, что появлялись новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие именно в силу своей человечности
(«Переполох», «Анюта», «Тоска»). В творчестве зрелого Ч. конца 1880 - начала 1900-х гг. явственно обозначается основное направление: устремлённость к анализу того, что Н. Г. Чернышевский называл влиянием «... общественных отношений и житейских столкновений на характеры»
(Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 422-23). Ч. становится своеобразным исследователем души современного человека. Отсюда его главная тема - человеческое равнодушие, «сонная одурь», своего рода испытание героя, который или пробуждается от духовной спячки или, махнув на всё рукой, подчиняется ей.
В пору зрелости внимание художника концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. И тема равнодушия развивается по двум разным руслам: герой - либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в
«футляре», либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. «Футляр» становится у Ч. символом жизни, построенной на лжи, насилии, на утробной сытости одних, голоде и страданиях других. Рассказ
«Студент», герой которого студент Иван Великопольский нашёл путь к душам двух крестьянок, Василисы и Лукерьи, открывал собой два ряда произведений 1890 - 1900-х гг. За героем рассказа «Студент» следуют персонажи повестей «Три года»
(1895), «Дом с мезонином», «Моя жизнь» (оба - 1896), маленькой трилогии («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), рассказов «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899),
«Невеста»; за Василисой и Лукерьей - «мужики» из одноименной повести и рассказа «Новая дача» (1899), сотский («цоцкай») из рассказа «По делам службы» (1899), герои повести «В овраге» (1900).
Разобщённость интеллигенции и народа - одна из сквозных тем творчества Ч., тесно связанная с темой «футляра». Решая её, Ч. в эти годы создаёт своеобразные циклы, «художественные исследования» жизни. Наряду с «интеллигентским»
и «мужицким» циклами он пишет ряд произведений, изображающих купеческое царство, торгашеский «амбар», нечеловечески тяжёлый фабричный быт: «Три года», «Бабье царство» (1894), «Случай из практики»
(1898).
В произведениях последних лет (рассказ «У знакомых», 1898; пьеса «Вишнёвый сад») развивается мотив оскудения и гибели «дворянских гнёзд». Т. о., тема человеческого равнодушия решается не только в нравственно-психологическом плане, но и в разных социальных аспектах.
Чеховский образ «человека в футляре» вырастает в обобщающий символ бездушия и казёнщины, одновременно запугивания и запуганности. В. И. Ленин часто обращался к этому сатирическому образу-символу.
Одна из заметок в записных книжках Ч. - «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (Полн. собр. соч. и писем, т. 12, 1949, с. 270) передаёт суть размышлений писателя о вере в человека и о правде его художественного изображения. Ч. исходит из веры в возможность обновления человека, его победы над «футляром».
У Ч. идёт постоянная проверка веры в человека суровой правдой жизни. Есть в чеховской записи ещё одна важная сторона: литература должна показывать человеку его самого, не уговаривая, не прибегая к возвышающему обману, к общим рассуждениям, авторским попыткам растрогать его.
Художественная манера Ч. находится в глубокой, органичной связи с идейной направленностью его творчества, стремлением пробудить «душу живу» в современном человеке. Писатель утверждает принцип сдержанного, внешне не выявленного авторского повествования: чем объективнее, тем сильнее впечатление. Чеховский принцип лаконизма, сжатости, конденсированности повествования
(«Краткость - сестра таланта», там же, т. 14, 1949, с. 342) вырастал из уверенности в читательской активности, в способности читателя улавливать скрытый и сложный смысл произведения. С этим связана повышенная роль деталей, на первый взгляд мелких, малозначащих, но глубоко неслучайных, психологически и эмоционально насыщенных подробностей. У Ч. деталь оказывается не только намёком на важное и характерное, но и носителем внутреннего движения рассказа, повести, пьесы. Таковы зонтик Юлии в повести
«Три года»; экипаж, в котором ездит доктор Старцев («Ионыч»); убитая птица в «Чайке».
Перенося центр тяжести на внутренний сюжет, историю души героя, скрытую динамику его борьбы с обстоятельствами, средой, тиной обывательского существования, зрелый Ч. отказывается от напряжённого действия, интриги, внешней занимательности. Трагический смысл многих произведений Ч. именно в том, что ничего не происходит, всё остаётся по-старому. Острая интрига, игравшая важную роль в новелле-анекдоте Антоши Чехонте, в произведениях зрелого Ч. оттесняется. События
«растворяются» в повседневном течении жизни, в психологии. В этом - сходство сюжетного построения в прозе и драматургии Ч.
Неотъемлемой чертой Ч.-художника является углублённое понимание трагического не как страшного, исключительного, из ряда вон выходящего, но как будничного, повседневного и обыденного. «Прозаическая трагедия» тем более опасна, что губит героя незаметно, усыпляя, приучая к мысли, что иной жизни, не прозаической, быть не может. Для Ч. страшно - нестрашное, губительно - несмертельное, бескровное. С этим связана и эволюция чеховского юмора. Развитие писателя состояло не в том, что он переходил от смешного к серьёзному, но в том, что углублялось его понимание смешного как трагикомического, соединяющего улыбку, иронию и печаль. Мало у кого из русских писателей-сатириков был такой сложный - при внешней простоте - сплав смеха и серьёзности, сатиры и лирики, как у Ч. Его смех - не отдельная сторона художественного дарования, это сама атмосфера произведения, сложная гамма чувств - от обличения, осмеяния,
«снижения» всего уклада Жизни до раскрытия грустной неприкаянности, человечности «душ» и «душечек».
Новые пути проложил Ч. для развития русской и мировой драматургии. Он отказывается от деления персонажей на «ангелов» и «злодеев», на односторонне изображенных носителей добра и зла. Так же, как в прозе, писатель отказывается от сюжета-интриги и переносит центр тяжести на скрытый, внутренний сюжет, связанный с душевным миром героя. Сюжет возникает не как цепь событий, но как история устремлений человека к действию, его попыток вырваться из круговорота будней, из оков «прозаической трагедии».
Пьесы Ч. строятся как многоплановое развёртывание многих мотивов и лейтмотивов, связанных с разными человеческими судьбами. В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренней связей между людьми. Персонажи чеховских пьес отделены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в своё состояние. Диалог в чеховских пьесах тяготеет к монологизации - каждая реплика строится как своего рода «микромонолог».
Однако общая лирическая атмосфера объединяет казалось бы разрозненных героев.
Уже в первых пьесах Ч. не ограничивался воссозданием бытовых реалий. Новый шаг делает он в «Чайке»; сквозь всю пьесу проходит образ, возведённый до символа, переливающийся разными значениями: образ «чайки» символизирует мечту Треплева и Нины Заречной о новом искусстве, чистом и смелом; с этим же образом связана тема любви - раненой и трагической. Есть и другой аспект многогранного образа: чучело птицы как символ бездушного, неживого, ремесленнического искусства. Тяжело пережив неуспех
«Чайки», Ч. несколько отступает от подобных приёмов. Однако в «Вишнёвом саде» он снова к ним возвращается. Новым содержанием наполнилось у Ч. и понятие драматургического жанра. Автор назвал «Чайку» и «Вишнёвый сад»
комедиями. Но комедийные элементы в этих пьесах неотделимы от трагедийных. Опыт русского и мирового театра свидетельствует, что терпят поражение режиссёры, которые пытаются увидеть в Ч. «только сатирика», одно лишь водевильное начало или, наоборот, идут к лирическому раскрытию пьес вне их комедийной природы. Сейчас наступает время целостного и многостороннего истолкования Ч.-драматурга в его диалектической сложности, неповторимом сплаве лирического и сатирического мотивов.
Ч. выступил как преемник и продолжатель лучших реалистических традиций русской литературы. Определение Л. Н. Толстого - «Чехов - это Пушкин в прозе» («Ежемесячный журнал для всех», 1905, № 7, с. 427) помогает понять ту роль, которую сыграли поэтические уроки А. С. Пушкина, его стремление к гармонической целостности и ясности, музыкальности, его совершенное чувство ритма, по-своему преломленное Ч. - прозаиком и драматургом. Глубокое воздействие оказало на Ч. творчество М. Ю. Лермонтова, автора
«Думы» и романа «Герой нашего времени», писавшего об «остылости» души современного человека. Лермонтовская «Тамань» для Ч. - непревзойдённый образец прозы. Отмечалось также, что в пьесах И. С. Тургенева были подготовлены некоторые особенности драматургии Ч. с её скрытым лиризмом.
Главное место среди предшественников и современников в творческом сознании Ч. занимал Лев Толстой, гениальными художественными созданиями которого он неизменно восхищался. Ч. испытал известное влияние толстовской философии, однако в конце 90-х гг. усилились идейные расхождения между двумя писателями. Толстовская идея непротивления злу насилием вызывает противодействие Ч. Толстой упрекал Ч. в отсутствии последовательной нравственной позиции, иначе говоря, - в скептическом отношении к вере. Вместе с тем он высоко оценивал писательский дар Ч., называл его «несравненным художником».
«... Благодаря своей искренности, - сказал Толстой, - Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде» (цитата по книге: Сергеенко П., Толстой и его современники. Очерки, М., 1911, с. 226).
Ч. оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились молодой Горький (особенно в драматургии), Бунин, Куприн, отчасти Л. Н. Андреев. О Ч. - учителе советских драматургов писали К. А. Тренёв, А. Н. Арбузов. О роли Ч. в искусстве 20 в. говорили многие писатели Европы и Америки. В 1919 Б. Шоу опубликовал пьесу
«Дом, где разбиваются сердца», написанную под явным влиянием Ч. Автор назвал её «фантазией в русском стиле на английские темы» (Избр. произв., т. 2, М., 1956, с. 286). О благотворном влиянии Ч. на английскую литературу писал Дж. Голсуорси. О воздействии чеховского творчества говорили А. Вюрмсер, Ф. Мориак, Э. Триоле, французский режиссер Ж. Л. Барро и Ж. Вилар. Т. Манн в
«Слове о Чехове» глубоко раскрыл своеобразие его идейно-творческие позиции, скромное и самоотверженное стремление служить людям неприкрашенной художественной правдой.
Ч. - один из самых популярных драматургов современного советского и зарубежного театра. Многие его произведения экранизировались для кино и телевидения («Свадьба», «Дама с собачкой», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», юношеская драма «Безотцовщина» и др.).
Русское дореволюционное и советское чеховедение накопило большой опыт исследовательской., текстологической и комментаторской работы. Уже в дореволюционные годы появлялись статьи, в которых проза и драматургия Ч. получали глубокое истолкование (статьи М. Горького, В. Г. Короленко, Н. К. Михайловского, Ф. Д. Батюшкова, Д. Н. Овсянико-Куликовского, критиков-марксистов В. В. Воровского, А. А. Дивильковского). В советское время развернулась огромная работа по собиранию и публикации литературного наследия Ч., по изучению его жизни и творчества (работы А. В. Луначарского, С. Д. Балухатого, Ю. В. Соболева, А. Б. Дермана, А. И. Роскина, К. И. Чуковского, И. С. Ежова, Г. А. Бялого, Е. Н. Коншиной, Н. И. Гитович, М. Л. Семановой, В. В. Ермилова, Г. П. Бердникова и др.). К 100-летию со дня рождения Ч. вышли новые труды и публикации
(«Литературное наследство», т. 68, и др.). Институт мировой литературы им. А. М. Горького издаёт академическое Полное собрание сочинений и писем Ч. в 30 томах. На основе этого издания выходит серия научно-исследовательских сборников-спутников (1-й в. «В творческой лаборатории Чехова», 1974; 2-й в. - «Чехов и его время», 1977; 3-й в. «Чехов и Лев Толстой» готовится к печати).
Музеи Ч. имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Ч. жила в 1886-1890-х гг.), Мелихове, с. Лука (Сумской область), Ялте.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-23, СПБ, 1903-16; Полн. собр. соч., [под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого], т. 1-12, М.-Л., 1930-33; Полн. собр. соч. и писем, т. 1-20, М., 1944-51; Полн. собр. соч. и писем в 30 томах (издаётся с 1974).
Лит.: Биография, воспоминания, переписка: Измайлов А., Чехов. Биографич. набросок, М., 1916; Соболев Ю., Чехов М., 1934; Дерман А. Б., А. П. Чехов, М., 1939; Ермилов В., Чехов, 3 изд., М., 1951; Роскин А. И., Чехов. Биографич. повесть, М., 1959; Берднпков Г. П. Чехов, М., 1974.
А П. Чехов и В. Г. Короленко. Переписка М, 1923; Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. 1―2, М., 1934―36; Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова, М., 1939; М. Горький и А. П. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. Сб., М., 1951; Чехова М. П., Письма к брату А. П. Чехову, М., 1954; её же, Из далёкого прошлого. Запись Н. А. Сысоева, М., 1960; Бунин И. А., О Чехове, Собр. соч., т. 9, М., 1967; А. П. Чехов в воспоминаниях современников, [М.], 1960; Чехов М. П., Вокруг Чехова, 4 изд., [М.], 1964; Книппер-Чехова О. Л., [Воспоминания и переписка], ч. 1, М., 1972.
Основная критич. литература: Боровский В. В., Лишние люди, Соч., т. 2, М., 1931; Луначарский А. В., Чехов и его произведения как общественное явление, в его кн.: Классики русской литературы. (Избр. статьи), М., 1937; Овсянико-Куликовский Д. Н., Этюды о творчестве А. П. Чехова, Собр. соч., т. 5, 3 изд., М., 1923; Дерман А. Б., Творч. портрет Чехова, М., 1929; Соболев Ю. В., Чехов. М., 1930; Балухатый С. Д., Чехов-драматург, Л., 1936; Станиславский К. С., А. П. Чехов в Московском худож. театре, М., 1947; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954; Семанова М. Л., Чехов в школе, 2 изд., Л., 1954; её же, Чехов и сов. литература. 1917-1935, М.-Л., 1966; Леонов Л., Речь о Чехове, Собр. соч., т. 5, М., 1954; Строева М. Н., Чехов и Худож. театр, М., 1955; Бердников Г., Чехов-драматург, Л.-М., 1957; его же, А. П. Чехов. Идейные и творч. искания, 2 изд., Л., 1970; Голубков В. В., Мастерство А. П. Чехова, М., 1958; Паперный З., А. П. Чехов, 2 изд., М., 1960; его же, Записные книжки Чехова, М., 1976; Александров Б. И., А. П. Чехов. Семинарий, М.-Л., 1964; Эренбург И., Перечитывая Чехова, Собр. соч., т. 6, М., 1965; Шах-Азизова Т. К., Чехов и западноевроп. драма его времени, М., 1966; Катаев В. Б., Герой и идея в произв. Чехова 90-х годов,
«Вестник МГУ. Филология», 1968, № 6; Берковский Н. Я., Чехов: от рассказов и повестей к драматургии, в его кн.: литература и театр, М., 1969; Чуковский К., О Чехове, М., 1971; Чудаков А. П., Поэтика Чехова, М., 1971; Скафтымов А., Нравственные искания рус. писателей. Статьи и исследования о рус. классиках, М., 1972; Аникст А., Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972; Белкин А., Читая Достоевского и Чехова. Статьи и разборы, М., 1973; Бялый Г. А., Рус. реализм конца XIX в., Л., 1973; Чеховские чтения в Ялте. Сб., М., 1973; Чеховские чтения в Ялте. Чехов и театр. Сб., М., 1976; Лакшин В. Я., Толстой и Чехов, 2 изд., М., 1975.
Зарубежная литература: Duclos Н. В., Antone Tchйkhov, le mйdecin et l’йcrivain, P., 1927; Gasparini E., Il teatro di Cechov, Mil., 1940; Triolet E., L’histoire d’A. Tchйkhov. Sa vieson oeuvre, P., 1954; Laffitte S., Tch
йkhov par lui-meme. Images et textes, P., 1955; Magarshack D., Chekhov the dramatist, N. Y., 1960; его же. The real Chekhov. An introduction to Chekhov’s last plays, L., 1972; Eekman T. (ed.), A. Čechov. Some essays, Leiden, 1960; D
ьwel W., A. Tschechow. Dichter der Morgendдmmerung, Halle/Saale, 1961; Picchio R., I Racconti di Čechov, Torino, 1961; Winner Т., Chekhov and his prose, N. Y., 1966; Maegd-Soёр С. de, De vrouw in het werk en het leven van A. P. Tsjechov, [Brugge - Utrecht, 1968]; Sliwowski R., Czechow w oczach krytyki s
’wiatowej, Warsz., 1971.
Справочные и библиографич. работы: Масанов И. Ф., Чеховиана, в. 1, М., 1929; Фридкес Л. М., Описание мемуаров о Чехове, М.-Л., 1930; Архив А. П. Чехова. Аннотированное описание писем к А. П. Чехову, в. 1-2, М., 1939-41; Гитович Н. И., Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, М., 1955; А. П. Чехов. Рукописи. Письма... Описание материалов ЦГАЛИ СССР, М., 1960; Полоцкая Э. А., Библиография воспоминаний о Чехове, в кн.: Лит. наследство, т. 68, М., 1960.
З. С. Паперный.
А. П. Чехов. «Дядя Ваня». Сцена из спектакля. МХТ. 1899.

А. П. Чехов. «Дом с мезонином». Илл. Д. Дубинского. 1954.

А. П. Чехов. «Злоумышленник». Илл. К. Ротова. 1929.

А. П. Чехов. «Дама с собачкой». Илл. Кукрыниксов. 1945-46.

А. П. Чехов.


Чехов - Михаил Александрович [16(28).8.1891, Петербург, - 30.9.1955, Беверли-Хилс, Калифорния], русский актёр, режиссёр, педагог. Заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. В 1911 окончил Театральную школу А. С. Суворина в Петербурге; работал в театре Суворина (Федор - «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого).
В 1913 вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии МХТ. Решающее влияние на Ч. оказали театральные и этические идеи К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Обострённое восприятие мира, эмоциональная заразительность, блестящий дар импровизации, виртуозное мастерство выдвинули Ч. в число крупнейших русских актёров. Среди его лучших работ: Фрезер
(«Потоп» Бергера), Мальволио («Двенадцатая ночь» Шекспира), Эрик XIV («Эрик XIV» Стриндберга), Гамлет («Гамлет» Шекспира), Аблеухов («Петербург» Белого), Хлестаков («Ревизор» Гоголя). В 1919-22 Ч. руководил студией
(«Чеховская студия»). В 1924 стал во главе 1-й Студии МХТ, преобразованной в том же году во МХАТ 2-й. Однако разногласия внутри театра, а также противоречия в мировоззрении Ч. привели его в 1928 к уходу из МХАТа 2-го. В том же году Ч. уехал за границу. Чуждые театральная среда и язык пагубно отразились на творчестве Ч. (создал лишь два значительных сценических образа: Иоанн Грозный - «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, Фома Опискин - «Село Степанчиково» по Достоевскому).
Попытки Ч. организовать репертуарные театры в Париже, Праге, Нью-Йорке кончались неудачей. Он руководил студиями в Литве, Латвии (1932-34), Великобритании, группой
«Экторс лаборатори» в Голливуде (1940-е гг.). Снимался в кино. Среди его учеников: английский актёр П. Роджерс, американские киноактёры Г. Пек, Ю. Бриннер и др.
Автор книг «Путь актёра» (1928) и «О технике актёра» (1953).
Лит.: Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Марков П. А., Первая студня МХТ (Сулержицкий - Вахтангов - Чехов), в его кн.: Правда театра, М., 1965; Громов В., Михаил Чехов, М., 1970; Моров А., Трагедия художника, М., 1971.
Чехов - Николай Владимирович [15(27).6.1865, Петербург, - 8.11.1947, Москва], советский педагог, профессор (с 1923), доктор педагогических наук (с 1940), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1940), действительный член АПН РСФСР (1944). После окончания в 1888 историко-филологического факультета Петербургского университета - учитель в школах Тульской и Московской губерний, Екатеринославской ж. д., Твери, Петербурга и Москвы, деятель земской школы (см. Земские школы), просветитель-демократ, организатор ряда учительских общественных курсов и съездов. В годы Революции 1905-1907 - один из руководителей Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (см. Всероссийский учительский союз). С 1910 председатель совета Московских женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова.
После Октябрьской социалистической революции 1917 на ответственной работе в Наркомпросе РСФСР, преподавал педагогику и методику русского языка на педагогическом факультете 2-го МГУ, Высших научно-педагогических курсах, вёл научную работу в Институте детского чтения, Институте научной педагогики. Основные труды по истории русской школы, организации детского чтения, методике преподавания русского языка в школе. Награжден орденом Ленина (1945).
Соч.: Народное образование в России с 60-х годов XIX в. [Сборник], М., 1912; Введение в изучение детской литературы, М., 1915; Типы русской школы в их историческом развитии, М., 1923; Картинный словарь русского языка. Наглядное учебное пособие для учащихся нерусских начальных школ, ч. 1, 10 изд., ч. 2, 9 изд., М., 1961 (совм. с М. Ф. Робинсон и Х. Г. Хакимовым).
Лит.: Медынский Е. Н., Старейший советский педагог Н. В. Чехов, «Советская педагогика», 1945, № 9; Седельникова М. В., Н. В. Чехов - видный деятель народного просвещения, М., 1960.
С. Ф. Егоров.
Чехов - Чехов (до 1954 - Лопасня)
город областного подчинения, центр Чеховского района Московской области РСФСР. Расположен на автомагистрали Москва - Симферополь. Ж.-д. станция в 77 км от Москвы. 43 тыс. жит. (1974). Заводы: энергетического машиностроения, регенератный,
«Гидростальконструкция»; полиграфические и мебельный комбинаты, комбикормовый завод, кондитерская фабрика. Переименован в честь А. П. Чехова. В 12 км от города, в Мелихове, - Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.
Лит.: Прокин А., Соловьев Ю., Город Чехов и его окрестности, М., 1977.
Чехов - Чехов (до 1947 - Нода)
город в Холмском районе Сахалинской области РСФСР. Расположен на западном побережье южной части о. Сахалин, на берегу Японского моря (Татарский пролив). Ж.-д. станция. Заводы: целлюлозно-бумажный, судоремонтный, винно-водочный, молочный. Рыболовецкий колхоз.

Чехлить    Чехов    Чехово