Куприн

Куприн в Энциклопедическом словаре:
Куприн - Александр Васильевич (1880-1960) - российский живописецчлен-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств России(1956). Член-учредитель ''Бубнового валета'', писал декоративные натюрморты,в дальнейшем обратился к пейзажной живописи (''Тополя'', 1927), в т. ч. киндустриальному пейзажу.


Александр Иванович (1870-1938) - русский писатель. Социальнымкритицизмом отмечены повесть ''Молох'' (1896), в которой индустриализацияпредстает в образе завода-монстра, порабощающего человека физически инравственно, повесть ''Поединок'' (1905) - о гибели душевно чистого героя вмертвящей атмосфере армейского быта и повесть ''Яма'' (1909-15) - опроституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций вповестях и рассказах: ''Олеся'' (1898), ''Гамбринус'' (1907), ''Гранатовыйбраслет'' (1911). Циклы очерков (''Листригоны'', 1907-11). В 1919-37 вэмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман ''Юнкера''(1928-32).

Определение слова «Куприн» по БСЭ:
Куприн - Александр Васильевич [10(22).3.1880, Борисоглебск, ныне Воронежской области, - 18.3.1960, Москва], советский живописец, член-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Учился в частных студиях в Петербурге (1902-04) и в Москве (1904-06) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906-10) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Один из член-учредителей объединения
«Бубновый валет» (1910). Член объединения «Московские живописцы» (с 1925), общества московских художников (с 1928). В 1918-52 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском текстильном институте и др. институтах. В ранний период творчества (1910-е - 1-я пол. 1920-х гг. Ж. воспринял некоторое влияние кубизма. Наиболее характерны для этого времени натюрморты, сочетающие декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру
(«Натюрморт с синим подносом», 1914, «Натюрморт со статуэткой», 1919, «Осенний букет», 1925, - все в Третьяковской галерее). В конце 1920-х гг. в творчестве К. усиливаются реалистические тенденции. Он переходит от принципов
«Бубнового валета» к более непосредственной манере и обращается к пленэрной объёмно-пространственной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, К. углубляется в полную внутреннего движения жизнь природы, гармонический строй которой раскрывается в его полотнах в своей чувствственной осязательности
(«Тополя», 1927, «Беасальская долина», 1937, - оба в Третьяковской галлерее). К. - крупный мастер индустриального пейзажа («Завод», 1915, «Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат», 1931, - оба в Третьяковской галлерее).
Лит.: Никольский В., А. В. Куприн, М., 1935; Жидкова Е., А. В. Куприн, М., 1956; [Полевой В. М.], А. В. Куприн, М., 1963; Кравченко К. С., А. В. Куприн, М., 1973.
А. В. Куприн. «Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су». 1930. Третьяковская галерея. Москва.


Куприн - Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, - 25.8.1938, Ленинград], русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 - с М. Горьким и группой писателей-
«знаньевцев» (см. «Знание»). В 1905 опубликовал в сборнике «Знание» лучшее своё произведение - роман «Поединок». В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 К. находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.
Наиболее плодотворно творчество К. доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъёма до и во время Революции 1905-07. В историю отечественной литературы вошёл как автор повестей и романов: «Молох» (1896), «Олеся»
(1898), «Поединок» (1905), «Яма» (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: «В цирке», «Болото» (оба - 1902), «Трус», «Конокрады» (оба - 1903), «Мирное житие»,
«Корь» (оба - 1904), «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба - 1907), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Листригоны» (1907-11),
«Чёрная молния», «Анафема» (оба - 1913) и др. В эмигрантский период написаны повести «Юнкера» (1928-32) и«Жанета» (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние - преимущественно по воспоминаниям). К. принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны:
«Молох» - резкое обличение буржуазного «прогресса»; «Поединок» разоблачает царскую армию; «Яма» - попытка помочь современному обществу изжить язву проституции. В творчестве К. сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, К. обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно
«средний» русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях К. занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии
«групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают К. одним из самых читаемых писателей и в наши дни.
Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.
Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. К. Паустовского], т. 1-6, М., 1957-58; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Чуковского], т. 1-9, М., 1964; Собр. соч. в девяти томах. [Вступ. ст. ф. И. Кулешова], т. 1-8, М., 1970-73 -; Забытые и несобранные произведения. Подгот. текста, прим. и материалы к биографии Э. М. Ротштейна, Пенза, 1950; О литературе. [Сост. и автор вступ. ст. ф. И. Кулешов], Минск, 1969.
Лит.: Боровский В., А. Куприн, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Берков П. Н., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М. - Л., 1956; Афанасьева., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М.. 1960; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962; Кулешов ф. И., Творческий путь А. И. Куприна, Минск, 1963; Куприна-Иорданская М. К., Годы молодости, М., 1966; Куприна К. А., Куприн - мой отец, М., 1971; Крутикова Л. В., А. И. Куприн, Л., 1971; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, М. - Л., 1963.
И. А. Питляр.
А. И. Куприн. «Поединок». Илл. Д. А. Дубинского (темпера, цветной мел, 1959-60, Русский музей, Ленинград).

А. И. Куприн.

Купреянов    Куприн    Куприт