Роман

Значение слова Роман по Ефремовой:
Роман - Большое по объему повествовательное художественное произведение - обычно в прозе - со сложным сюжетом.


Любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Значение слова Роман по Ожегову:
Роман - Любовные отношения между мужчиной и женщиной


Роман Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы

Роман в Энциклопедическом словаре:
Роман - Римский (ум. 258) - воин, обращенный в христианствосвященномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонениеимператора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.


(Roman) - город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985).Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищеваяпромышленность.
(франц. roman) - литературный жанр, эпическое произведение большойформы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личностив ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера исамосознания. Роман - эпос нового времени; в отличие от народного эпоса,где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности иобщественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но''частная'', внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем ''эпопейно'', т. е.с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романнаяситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого(личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку романразвивается в новое время, где характер взаимоотношений человека иобщества постоянно меняется, постольку его форма по существу является''открытой'': основная ситуация всякий раз наполняетсяконкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различныхжанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман.В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман(Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж.Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В.Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпохасоциально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль,О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т.Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, ГарсиаМаркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также ''Новыйроман''.
Самосатский (ум. 297) - христианский мученик, пострадавший в г.Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана. Память в Православнойцеркви 29 января (11 февраля).

Значение слова Роман по словарю Ушакова:
РОМАН, романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. Безнадежная любовь - это только в романах. Чехов. Бытовой роман. Авантюрный роман. Плутовской роман. Исторический роман создан Вальтер-Скоттом. Психологический роман. Евгений Онегин - роман в стихах. 2. Любовные отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (разг.). У нее с ним роман (Герой) не моего романа. Грибоедов. Дарья Гавриловна, в молодости имевшая роман с секретарем магистрата. Горбунов.

Значение слова Роман по словарю Даля:
Роман
м. барс, таран, баран, стенобойное орудие, подвешенное, лежачее бревно, иногда с оковкой, для боя по уровню, как копер служит для боя отвесом. Романовка ж. речное судно, ладья, прозванное по городу, яросл. И в арх. романовки перевозят лес с лесопильного завода.


Роман
м. немецк. франц. сочиненье в прозе, содержащее полный округленный рассказ вымышленного, или украшенного вымыслами случая, события. Романист и -тка,. писатель романов. Романический, в роде, по обычаю романов; говор. более о любовных похожденьях. Романтизм, романтический, говор. об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами. подражающий быту, либо природе, противопол. классицизм, классический. Романс, песня, лирическое стихотворенье для пенья с музыкой.

Определение слова «Роман» по БСЭ:
Роман - Роман (Romanуs)
В Византии. Наиболее значительны: Р. I Лакапинн (умер 15.6.948, остров Проти), император в 920-944. Из армянских крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. С 919 регент при несовершеннолетнем императоре Константине VII, за которого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 стал соправителем императора, фактически узурпировав всю власть. Представлял интересы столичной чиновной знати. Стремился помешать обезземеливанию свободных крестьян, которые являлись основными налогоплательщиками и несли военную службу государству (новеллы 934, 943). Вёл войны с Болгарией; после смерти болгарского царя Симеона (927) распространил византийское влияние на Болгарию и поставил в зависимость сербские земли. Р. I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами (в 924 разбит арабский флот и восстановлено византийское господство в Эгейском море, в 934 отвоёвана у арабов Мелитена, в начале 40-х гг. - Мартирополь, Дара, Амида, Нисибис). В 941 отразил нападение киевского князя Игоря на Византию, в 944 заключил мирный договор с Русью. В конце 944 Р. I был низложен сыновьями. Умер в ссылке.
Лит.: Runciman S., The emperor Romanus Lecapenus and his reign, Camb., 1963.
Р. IV Диоген (умер летом 1072), император в 1068-71. Из каппадокийской знати. После смерти императора Константина Х Дуки (1067) организовал заговор против вдовы Константина Х Евдокии, был схвачен, привезён в Константинополь, приговорён к смертной казни. Помилованный Евдокией, получил должность главнокомандующего. Женившись на вдовствующей императрице, стал императором. Представлял интересы военной феодальной знати. Ему противостояла сильная оппозиция чиновной знати, возглавлявшаяся сыном Константина Х Михаилом Дукой. Р. IV успешно воевал с наступавшими сельджуками, но 19 августа 1071 потерпел поражение от войск султана Алп-Арслана под Манцикертом, сам попал в плен, из которого был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани. В октябре 1071 низложен. Р. IV пытался вернуть престол, но Дуки его схватили и ослепили.
Г. Г. Литаврин.


Роман - Роман (франц. roman, нем. Roman)
разновидность Эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Р. называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни - литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Р., старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. называются novels. Преобладающая форма Р. - прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.
В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества - к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм - религиозных, сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового,
«гуманистического» миросозерцания.
В Европе несколько Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Р., например «Эфиопика» Гелиодора), но настоящее развитие Р. началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению, прежде всего - во французской литературе
12 в., откликавшейся на возникновение нового, «куртуазного» идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к «прекрасной даме», избраннице сердца, и были ярким выражением
«личностного начала», дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.
Позднее, с 16-17 вв., «романические» интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества; сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Р., главными героями которых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (например, «Похождения Жиль Блаза» А. Р. Лесажа)
писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.
Оба вида Р. имели нечто общее в построении Сюжетов. Приключения рыцарей или «плутов» заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произведения был лишён «единства действия»
и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка Конфликтов обычно была благополучной.
Ещё в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., - «Дон Кихот» Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века
«донкихотской ситуации» (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).
Приключенческий Р. разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же - на подступах к буржуазным революциям - такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р. постепенно пришёл Р., в сюжете которого развивался единый конфликт - или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.
Первыми авторами Р. нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.
В России приключенческие Р. возникли в безымянной литературе конца 17 - начале 18 вв. («Повесть о Василии Кориотском» и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до «пушкинской» эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Р. нового типа был
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина; на его традицию опирались многие романисты 19 в.
(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).
Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжёлые времена» Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму («Утраченные иллюзии» Бальзака,
«Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина»
Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к Реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках
(«Герой нашего времени» Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном
«потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический «натурализм». Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также «Новый роман»).
С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму
(«Мать» М. Горького, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как
«Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Кровь людская - не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М. Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах -
«Мёртвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.
Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров,
«Вопросы литературы», 1967, № 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., Lunivers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1-2,
Mьnch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.
Роман - Роман (Roman)
город на С.-В. Румынии, на р. Молдова, при впадении её в р. Сирет, в уезде Нямц. 46,7 тыс. жителей (1973). Завод стальных труб, машиностроительная, пищевая (сахарная, маслобойная) промышленность, производство стройматериалов.

Ромадин    Роман    Роман I